По данным Госстата в январе-марте 2017 г. предприятиям ЖКХ за предоставление услуг получателям субсидий было насчитано 37,8 млрд. грн из предусмотренных в бюджете на эти цели 47 млрд. грн. В марте жк-субсидии получали 6,6 млн. или 43,6% украинских домохозяйств, что привело к начислению предприятиям ЖКХ 12,5 млрд. грн. за предоставление услуг получающим субсидии гражданам. Средний размер назначенной в марте субсидии составил 1266 грн.

При принятии бюджета-2017 ОППОБЛОК неоднократно обращал внимание на недостаточность выделяемых в бюджете средств на жк-субсидии при новых драконовских тарифах для населения. За первые 3 месяца уже израсходовано 37,8 млрд. грн80,4% из выделенных правительством на этот год средств на ЖК-субсидии.Фактически в бюджете остались деньги на финансирование субсидий только на один месяц отопительного сезона (для информации: в ноябре 2016 г. было потрачено на субсидии 10,6 млрд. грн).Поэтому даже после принятого правительством решения по жесткому урезанию социальных норм на потребление газа, тепла и электроэнергии для получения субсидий в новом отопительном сезоне и проведения верификации доходов их получателей, у него не получится вписаться в требования МВФ по удержанию субсидий в бюджетных рамках.

  • Только за январь-март потребность в субсидиях при новых тарифах в сравнении с прошлым годом увеличилась на 43,1% (37,78 против 26,40 млрд. грн. за аналогичный период 2016 г.). В бюджете-2017 правительство смогло выделить на жилищные субсидии только 47 млрд. грн., при том, что при более низких тарифах в первой половине 2016 г. потребность в субсидиях в прошлом году составила 52,6 млрд. грн.
  • Чтобы не выйти за рамки заложенных в бюджете 47 млрд. грн, как того требует МВФ, правительство пытается уменьшить на треть количество получателей субсидий в следующем отопительном сезоне (как заявил глава Минсоцполитики Рева) и уменьшить сам размер субсидии. Планы правительства заключаются в следующем:
    • - Во-первых, провести верификацию получателей субсидий, отказывая в предоставлении субсидий под любым поводом с целью уменьшить количество получателей. В результате пострадали незащищенные граждане – пенсионеры и бюджетники, в то время как занятые в теневом секторе, получающие зарплату в конвертах, по-прежнему получают субсидию.
    • - Во-вторых, снизить как размер субсидии, так и количество получателей путем изменения формулы ее начисления. Правительство пообещало МВФ одобрить новые параметры до конца июля 2017 г.
    • - В-третьих, правительство приняло согласованное с МВФ решение о снижении социальных норм на отопление для получателей субсидий. В постановлении №51 от 6.02.2017 правительство уменьшило социальные нормы потребления газа на 9% - с 5,5 до 5 куб. м на 1 кв. м отопительной площади. Нормативы потребления тепловой энергии для централизованного отопления абонентами с домовыми или квартирными счетчиками снижены сразу на 21% - с 0,0548 Гкал до 0,0431 Гкал на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц. Также на 21% снижены соцнормативы для электроэнергии для индивидуального отопления - с 65 кВт/ч до 51 кВт/ ч на 1 кв. м отапливаемой площади.
    • - В-четвертых, Меморандум с МВФ содержит обещание правительства до конца июля пересмотреть нормативы начисления субсидий в не-пиковые месяцы отопительного сезона. Таким образом, в октябре-ноябре или марте нормативы могут быть существенно урезаны.
    • - Наконец, в-пятых, правительство пообещало МВФ до августа ввести абонплату за газ и отопление с целью снизить размер субсидии в отопительный период. Когда же в бюджете закончатся деньги, накапливаемые долги бюджета перед предприятиями ЖКХ запустят цепочку неплатежей по всей экономике – теплокоммунэнерго и облгазы не смогут рассчитаться с Нафтогазом за поставленный природный газ, а тот в свою очередь выполнить свои налоговые обязательства перед бюджетом. Это, в свою очередь, приведет к возникновению новых задолженностей по выплате зарплат бюджетникам и предприятиям в сфере ЖКХ. Кроме того, у Нафтогаза не будет возможности закупать импортируемый им природный газ и/или рассчитаться с Укргаздобычей. Это может потребовать от правительства возвращения к практике рекапитализации компании путем выпуска ОВГЗ.

Кроме того, программа жк-субсидий может оказаться разбалансированной еще больше, если растерявшее всякий кредит доверия правительстворешится на выполнение другого своего обязательства перед МВФ – поддержания цены на газ для населения на уровне полного паритета с ценой импортного газа. Сегодня это означает повышение цены газа как товара для населения с 4942 грн. за тыс. кубометров до 6912 грн за тыс. кубометров (цена газа как товара для промышленности в апреле составила 6396-7097 грн. за тыс. кубометров). Конечная же цена для населения вырастет с нынешних 6879 до 9242 грн. за тыс. кубометров, а тарифы на отопление увеличатся еще минимум на 30%. В случае дальнейшего роста мировых цен на газ и/или девальвации гривны будет соответственно расти и паритет с импортной ценой газа. В случае такого повышения потребность в субсидиях приблизится к 100 млрд. грн., ведь вырастет не только сумма субсидии на одно домохозяйство, а практически все население будет подпадать под программу субсидий.

Нынешнее правительство не может соскочить с внешней кредитной иглы и вынуждено соглашаться на все требования МВФ, включая поддержание цены газа для населения на уровне паритета с импортной, при одновременном урезании жк-субсидий или замораживании реальных социальных стандартов для населения (прежде всего, пенсии, соцпомощи).

Для снижения потребления газа в жилищном секторе и соответственно платежек за жк-услуги необходимы огромные инвестиции в энергоэффективность, которые профильный вице-премьер-министр Зубко в январе 2017г. оценил в 22 млрд. евро. При этом на «теплые кредиты» правительство заложило в бюджет-2017 только жалкие 13,7 млн. евро (400 млн. грн.) или 0,06% от необходимой суммы. Населению предлагается либо мерзнуть при бешенных тарифах, либо самому искать средства на повышение энергоэффективности.

Все перечисленные проблемы были известны давно, поэтому ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОК еще осенью прошлого года вносил в бюджет предложения о снижении тарифов на газ и отопления для населения в 2 раза до экономического обоснованного уровня, а освободившиеся средства предлагал перенаправить на повышение энергоэффективности населения. Существенно снизить потребность в субсидиях смогло бы также предложенное ОППОЗИЦИОННЫМ БЛОКОМ повышение социальных стандартов за счет пересмотра макропрогноза, увеличения доходов от детенизации и повышения эффективности расходов в бюджете 2017. Наши предложения в очередной раз были проигнорированы действующей властью

ВЫВОДЫ

ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОК требует от правительства:

  1. снизить тарифы на газ и отопление для населения в 2 раза до экономического обоснованного уровня, а освободившиеся средства перенаправить на повышение энергоэффективности в жилищно – коммунальной сфере.
  2. публично отказаться от записанного в Меморандум с МВФ обязательства поддерживать тарифы на газ и тепло для населения на уровне с полным паритетом импортной цены газа.
  3. отменить свое постановление об урезании социальных нормативов
  4. наложить мораторий на дальнейшее повышение тарифов и урезание социальных нормативов до вложения хотя бы половины требуемых инвестиций в энергоэффективность в жилищном секторе, необходимый размер которых профильный вице-премьер Зубко оценил в 22 млрд. дол. США.