По данным Госстата в январе-феврале 2017 г. предприятиям ЖКХ за предоставление услуг получателям субсидий было насчитано 25,3 млрд. грн из предусмотренных в бюджете на эти цели 47 млрд. грн. В феврале жк-субсидии получали 6,4 млн. или 42,3% украинских домохозяйств. Средний размер субсидии в феврале увеличился на 15,9% до 1571 грн, в сравнении с февралем прошлого года.

При принятии бюджета-2017 ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОК неоднократно обращал внимание на недостаточность выделяемых в бюджете средств на жк-субсидии при новых драконовских тарифах для населения. За первые 2 месяца уже израсходовано больше половины из выделенных правительством на этот год средств на ЖК-субсидии. Оценочная потребность расходов бюджета на субсидии в марте составит около 9-10 млрд грн (в ноябре 2016 г, при близкой к мартовской средней температуре было потрачено на субсидии 10,6 млрд. грн). Таким образом, только за первый квартал 2017 г. на субсидии будет потрачено около 75% предусмотренных в бюджете средств. Поэтому даже после принятого правительством решения по жесткому урезанию социальных норм на потребление газа, тепла и электроэнергии для получения субсидий в новом отопительном сезоне и проведения верификации доходов их получателей, у него не получится вписаться в требования МВФ по удержанию субсидий в бюджетных рамках.

Только за январь-февраль потребность в субсидиях при новых тарифах в сравнении с прошлым годом увеличилась на 43,8% (25,26 против 17,56 млрд. грн. в 2016 г.). В бюджете-2017 правительство смогло выделить на жилищные субсидии только 47 млрд. грн., при том, что при более низких тарифах в первой половине 2016 г. потребность в субсидиях в прошлом году составила 52,6 млрд. грн. Чтобы хоть как-то приблизиться к бюджетным параметрам, правительство пытается:

Во-первых, провести верификацию получателей субсидий, отказывая в предоставлении субсидий под любым поводом с целью уменьшить количество получателей. В результате пострадали незащищенные граждане – бюджетники, в то время как занятые в теневом секторе, получающие зарплату в конвертах, по-прежнему получают субсидию.

Во-вторых, правительство приняло согласованное с МВФ решение о снижении социальных норм на отопление для получателей субсидий. В постановлении №51 от 6.02.2017 правительство уменьшило социальные нормы потребления газа на 9% - с 5,5 до 5 куб. м на 1 кв. м отопительной площади. Нормативы потребления тепловой энергии для централизованного отопления абонентами с домовыми или квартирными счетчиками снижены сразу на 21% - с 0,0548 Гкал до 0,0431 Гкал на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц. Также на 21% снижены соцнормативы для электроэнергии для индивидуального отопления - с 65 кВт/ч до 51 кВт/ ч на 1 кв. м отапливаемой площади.Когда же в бюджете закончатся деньги, накапливаемые долги бюджета перед предприятиями ЖКХ запустят цепочку неплатежей по всей экономике – теплокоммунэнерго и облгазы не смогут рассчитаться с Нафтогазом за поставленный природный газ, а тот в свою очередь выполнить свои налоговые обязательства перед бюджетом. Это, в свою очередь, приведет к возникновению новых задолженностей по выплате зарплат бюджетникам и предприятиям в сфере ЖКХ. Кроме того, у Нафтогаза не будет возможности закупать импортируемый им природный газ и/или рассчитаться с Укргаздобычей. Это может потребовать от правительства возвращения к практике рекапитализации компании путем выпуска ОВГЗ.  

Кроме того, программа жк-субсидий может оказаться разбалансированной еще больше, если растерявшее всякий кредит доверия правительство решится на выполнение другого своего обязательства перед МВФ – поддержания цены на газ для населения на уровне полного паритета с ценой импортного газа. Сегодня это означает повышение цены газа как товара для населения с 4942 грн. за тыс. кубометров до 7582 грн за тыс. кубометров (цена газа как товара для промышленности в марте составила 7128-7866 грн. за тыс. кубометров). Конечная же цена для населения вырастет с нынешних 6879 до минимум 10048 грн. за тыс. кубометров, а тарифы на отопление увеличатся еще минимум на 30-40%. В случае дальнейшего роста мировых цен на газ и/или девальвации гривны будет соответственно расти и паритет с импортной ценой газа. В случае такого повышения потребность в субсидиях перевалит далеко за 70 млрд. грн., ведь вырастет не только сумма субсидии на одно домохозяйство, а практически все население будет подпадать под программу субсидий.

Нынешнее правительство не может соскочить с внешней кредитной иглы и вынуждено соглашаться на все требования своих кредиторов, включая поддержание цены газа для населения на уровне паритета с импортной или замораживание реальных социальных стандартов для населения. Такие условия записаны в проект нового меморандума правительства с МВФ, с обнародованием которого действующая власть будет тянуть до последнего.

Для снижения потребления газа в жилищном секторе и соответственно платежек за жк-услуги необходимы огромные инвестиции в энергоэффективность, которые профильный вице-премьер-министр Зубко в январе 2017г. оценил в 22 млрд. евро. При этом на «теплые кредиты» правительство заложило в бюджет-2017 только жалкие 13,7 млн. евро (400 млн. грн.) или 0,06% от необходимой суммы. Населению предлагается либо мерзнуть при бешенных тарифах, либо самому искать средства на повышение энергоэффективности.

Все перечисленные проблемы были известны давно, поэтому ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОК еще осенью вносил в бюджет предложения о снижении тарифов на газ и отопления для населения в 2 раза до экономического обоснованного уровня, а освободившиеся средства предлагал перенаправить на повышение энергоэффективности населения. Существенно снизить потребность в субсидиях смогло бы также предложенное ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОКОМ повышение социальных стандартов за счет пересмотра макропрогноза, увеличения доходов от детенизации и повышения эффективности расходов в бюджете 2017. Наши предложения в очередной раз были проигнорированы действующей властью.

ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОК требует от правительства:

  1. снизить тарифы на газ и отопление для населения в 2 раза до экономического обоснованного уровня, а освободившиеся средства перенаправить на повышение энергоэффективности в жилищно – коммунальной сфере.
  2. публично отказаться от записанного в Меморандум с МВФ обязательства поддерживать тарифы на газ и тепло для населения на уровне с полным паритетом импортной цены газа. При цене газа свыше 10 000 грн. за тыс. кубометров или тепла свыше 1700 грн за Гкал уровень обращения за субсидиями приблизится к 100%
  3. отменить свое постановление об урезании социальных нормативов
  4. наложить мораторий на дальнейшее повышение тарифов и урезание социальных нормативов до вложения хотя бы половины требуемых инвестиций в энергоэффективность в жилищном секторе, необходимый размер которых оценивается властью в 22 млрд. дол. США.