Назначенная 1 августа новый и.о. Министра здравоохранения Ульяна Супрун – волонтер майдана 2013 г. - озвучила первоочередные планы и назвала кандидатуры своих будущих заместителей (тоже волонтеров).

Первые заявления Супрун на посту и.о. Министра, показывают, что она еще далека от понимания наиболее острых проблем в здравоохранении и необходимых первоочередных реформ в секторе:

  • В первый свой рабочий день она заявила о полном провале госзакупок лекарственных средств. Плановые поставки лекарственных средств на июль т.г. выполнены менее чем наполовину. Наиболее критичная ситуация сложилась с поставкой вакцин. По состоянию на 04.08.2016 не поставлено в регионы ни одной дозы вакцин для профилактики туберкулеза, дифтерии и столбняка (АДП), коклюша, дифтерии, бешенства, полиомиелита, которые закупаются через ЮНИСЕФ.
  • Г-жа Супрун отметила, что полуторалетний дефицит вакцин привел к критической ситуации по выполнению программ иммунизации населения.
    • Уровень иммунизации среди населения снизился до критически низкого уровня. По состоянию на 1 июля т.г., только 11,5% детей первого года жизни получили прививки против туберкулеза, от полиомиелита — 39%, коклюша, дифтерии, столбняка — менее 2%, гемофильной инфекции — 4%, в то время как ВОЗ рекомендует охват прививками до 95%.
    • Как результат, в 2015 году заболеваемость активными формами туберкулеза легких среди детей до 17 лет увеличилась с 5,7 до 6,3 на 100 тыс. населения. Продолжает расти заболеваемость коклюшем, в июне появились случаи эпидпаротита, краснухи, столбняка.
  • Низкий уровень охвата прививками населения новый руководитель оценила как критический, представляющий угрозу национальной безопасности и выступила с предложением рассмотреть этот вопрос на СНБО Украины.
    • Свою работу и.о. Министра видит не в написании новых стратегий, а намерена сразу приступить к реальной работе. В ее ближайших планах – принятие закона о трансплантации, улучшение работы экстренной и первичной медицинской помощи, а так же создание мощных медицинских профассоциаций и открытая работа с общественностью.

Помимо проблемы с госзакупками новому руководителю медицинского ведомства придется столкнуться с рядом других чрезвычайно сложных вопросов, требующих первоочередного решения:

  • Доступность медицинской помощи в стране снижается:
    • Пациенты вынуждены большую часть расходов на лечение оплачивать из своего кармана. В больницах медикаменты финансируются не более чем на 8%, а цены на лекарства последние 2 года выросли вдвое.
    • Задекларированные меры по повышению доступности лекарств остаются пока «на бумаге». Проект по реимбурсации (возврату стоимости) инсулинов в полном объёме не заработал, т.к. столкнулся с проблемой привлечения в проект аптек. Проект по возмещению стоимости препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний находится лишь на стадии обсуждения и на следующий год бюджетное финансирования на него не предусмотрено.
  • Государственное финансирование здравоохранения продолжает снижаться, эффективность использования средств не улучшается, что углубляет кризис в отрасли.
    • Объем медицинской субвенции в 2016 г. в реальном выражении уменьшится на 33% по сравнению с предыдущим годом.
    • Работу над повышением эффективности системы правительство заменило механическим сокращение больничных коек на 25%.
    • Объём субвенции на приобретение медикаментов для скорой помощи с 2014 по 2016 гг. в реальных ценах снизился на 46%, транспортный парк изношен в среднем на треть, а последняя централизованная закупка машин была 4 года назад.
  • Уровень доходов медиков остается низким и не стимулирует приток молодых кадров. Средняя зарплата в здравоохранении на 30% ниже средней по экономике (3 701 грн. против 5 335 грн. в июне 2016 г). Начинающий молодой врач получает 2 334 грн.
    • Из-за мизерных зарплат укомплектованность участковыми и семейными врачами составляет 2/3 от потребности. Для больных – это очереди в поликлиниках и закрытые кабинеты врачей.
    • Уровень «теневых доплат» в медицине остается высоким. По данным весеннего соцопроса 2016 года, 61% украинцев отмечают высокий уровень коррупции в медицине.
  • Как средство решения всех проблем медицины озвучивается идея о введении в ближайшее время системы ОМС (обязательное медицинское страхование), хотя для ее внедрения не созданы даже минимальные условия.
    • Украина сегодня не готова для немедленного введения ОМС т.к. до сих пор не решены 3 ключевые задачи: не определены источники финансирования ОМС, не определен гарантированный государством бесплатный пакет медуслуг и его стоимость, сеть медучреждений не оптимизирована и не имеет финансово-хозяйственной самостоятельности.

У и.о. министра есть все возможности для наведения порядка с госзакупками медикаментов без вынесения проблемы на СНБО. Тема госзакупок муссируется волонтерами и общественными организациями уже не один год, и несомненно знакома Супрун. К сожалению, в озвученных первоочередных намерениях нового руководителя ведомства отсутствовали такие важные темы как:

  • Определение и утверждение гарантированного государством (бесплатного для населения) пакета медуслуг.
  • Предложений об уровне финансирования медицины на уровне не менее 4% от ВВП в 2017 г.
  • Повышение доступности лекарств и пути реализации проектов по возмещению стоимости препаратов для инсулинозависимых пациентов, а так же больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.
  • Обеспечение финансовой самостоятельности медицинских учреждений для создания стимулов для повышения качества медпомощи.
  • Предложений конкретного механизма перевода медучреждений на работу в договорных условиях.
  • Внедрение коэффициентов при оплате труда медработников в зависимости от объёма и качества работы.