6 октября Верховная Рада Украины внесла изменения в государственный бюджет на 2016 год, коснувшиеся всех центральных и местных органов исполнительной власти.

Непрофессиональное бюджетное планирование, принятие основного финансового документа впопыхах, ночью незадолго до нового года – вылилось в необходимость его постоянной корректировки. Сегодня основной финансовый документ страны был изменен в девятый раз, т.е. в среднем он меняется ежемесячно.

  1. В результате пересмотра бюджета больше всего денег пошло на оборону и силовиков. Законом увеличены расходы на оборону и безопасность на сумму 7,1 млрд. гривен, из них на денежное обеспечение - 6,3 млрд гривен. В частности, предусмотрено увеличить финансирование Министерства обороны на 3,8 млрд. гривен, Главного управления разведки Министерства обороны - на 175 млн гривен, Национальной полиции - на 2,4 млрд гривен. Также предусмотрено увеличение финансирования Государственной пограничной службы и других силовых структур - на 782,7 млн гривен, СБУ - на 128,5 млн гривен, Управления государственной охраны Украины - на 51 млн гривен. Бюджет-2016 на оборону и безопасность стал рекордным за всю историю независимости Украины, но расходуется он достаточно непрозрачно, неэффективно и коррупционно. Согласно рейтингу Transparency International, Украина отнесена  к группе D («очень высокий уровень коррупции при использовании оборонного бюджета»). По данным отечественных экспертов, 42% расходов в системе МВД также считаются неэффективными.
  2. Второй по масштабам «выгодополучатель» от изменений в госбюджет – бюрократический аппарат. На оплату труда с начислениями работников центральных органов исполнительной власти и местных государственных администраций выделяется 1,5 млрд. гривен. Вряд ли эти дополнительные вливания повысят качество работы и профессионализм чиновников, традиционно предоставляющих гражданам административные услуги крайне низкого качества и нередко с нарушением всех возможных сроков. 
  3. Часть из принятых изменений – продолжают анти-социальную политику нынешнего правительства.
  • На 50 млн. грн. (с 44,89 до 44,84 млрд. грн.) уменьшена образовательная субвенция с государственного в местные бюджеты.
  • На 9,4 млн. грн. (со 134,9 до 125,5 млн. грн.) уменьшено финансирование осуществления методического и материально-технического обеспечения учебных заведений.
  • На 14,0 млн. грн. (с 769,5 до 755,5 млн. грн.) уменьшена субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на выплату государственной социальной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, денежного обеспечения родителям-воспитателям и приемным родителям за предоставление социальных услуг в детских домах семейного типа и приемных семьях по принципу "деньги ходят за ребенком".
  • Ликвидирована бюджетная программа строительства жилья для работников органов внутренних дел (на нее было ранее предусмотрено 97 млн. грн.), на 10 млн. грн. (со 106,4 до 95,7 млн. грн.) сокращены средства на дошкольное образование для детей сотрудников Национальной полиции.
  • На 1,9 млн. грн. (с 81,1 до 79,2 млн. грн.) уменьшен объем средств, направляемых на удешевление стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
  • Еще на 50 млн. грн. больше (с 400 до 450,8 млн. грн.) будет направлено на покупку противопожарной техники (всего в 2015-2017 годах на это будет пущено больше 1 млрд. грн.!) – но ни копейки – на покупку машин скорой помощи ( последний раз приобретались в 2013 году), ни на школьные автобусы (соответствующая госпрограмма должна была быть завершена еще до конца 2010 года, но не реализована до сих пор, а с учетом планов правительства побыстрее закрыть более 600 малочисленных школ – актуальность этого вопроса существенно возрастает).
  1. Сокращаются расходы на проекты, которые должны были обеспечивать развитие и рост экономики.
  • На 360 млн. грн. (с 485 до 125 млн. грн.) уменьшено финансирование государственных и региональных инвестиционных проектов.
  • Почти на треть (со 100 до 68,8 млн. грн.) сокращено финансирование развития минерально-сырьевой базы.
  1. Даже там, где предусмотрено выделение бОльших средств – это, прежде всего, исправление собственных ошибок, и ко всему прочему – вряд ли это будет эффективно с учетом временного цейтнота.
  • На 950 млн. грн. (с 3,00 до 3,95 млрд. грн.) увеличен объем средств Государственного фонда регионального развития. На первый взгляд – это решение выглядит правильным с точки зрения декларируемой правительством политики децентрализации и поддержки регионального развития. Вместе с тем, до конца мая месяца из ГФРР не было использовано ни копейки. Лишь к концу лета финансирование оживилось. Но нынешние изменения в бюджет приняты за 85 дней до конца года, еще некоторое время понадобиться, чтобы их подписал Президент. Поэтому есть большая доля вероятности, что средства либо просто не успеют освоить, либо будут осваивать как попало («только чтобы не пропали»).
  • На 420 млн. грн. (с 250 до 670 млн. грн.) увеличивается финансирование бюджетной программы «Государственная поддержка угледобывающих предприятий на частичное покрытие расходов по себестоимости готовой товарной угольной продукции». Изначально при формировании бюджета-2016 предыдущее правительство вообще отказалось от этой программы. Впоследствии, спохватившись, что может потерять целую угольную отрасль и единственный собственный энергоноситель, по которому Украина является самодостаточной , выделило на эти цели 250 млн. грн. теперь – добросило еще 420 млн. грн. – но рационально и эффективно их освоить за 2,5 оставшихся месяца малореально. Напомним, подавая альтернативный проект бюджета-2016, ОППОблок настаивал на необходимости выделения не менее 400 млн. грн.
  1. Некоторые решения по изменению в бюджет 2016 выглядят алогично, исходя из приоритетов, объявленных правительством при утверждении проекта бюджета-2017.
  • Один из ключевых акцентов, которые озвучивал Премьер на 2017 год – необходимость существенного увеличения финансирования дипломатической службы как ключевого направления для обеспечения расширения международной поддержки Украины в противостоянии политике РФ. На этом фоне странным выглядит инициатива о сокращении на 30 млн. грн. финансирования МИДа на содержание диппредставительства Украины за рубежом и реализацию внешней политики страны.
  • В 2017 году премьер пообещал увеличить до 500 млн. грн. финансирование выпуска национального кинопродукта. Вместе с тем, в 2016 году на кинематографии решили сэкономить – финансирование выпуска национальных кинофильмов сокращено на 9,3 млн. грн. (с 265,5 до 256,2 млн. грн.).
  • В 2016 году на 35 млн. грн. (с 1,11 до 1,14 млрд. грн.) увеличен объем средств, которые пойдут на диагностику и лечение заболеваний с внедрением экспериментальных и новых медицинских технологий, специализированную консультативно-поликлиническую помощь, оказываемую научно-исследовательскими учреждениями Национальной академии медицинских наук Украины. В то же время в проекте бюджета-2017 эти расходы планируется урезать сразу на 79% (до 235,6 млн. грн.).
  • Подобные метания свидетельствуют о том, что правительство так пока и не определилось четко со своими приоритетами, и продолжает их нащупывать вручную, то увеличивая, то уменьшая финансирование.
  1. Ошибки и просчеты Минфина в бюджетном планировании-2016 ярко проявились, если взглянуть на разницу в нехватке средств для облгосадминистраций. Херсонской ОГА, чтобы нормально дотянуть до конца года, не хватает всего 439,3 тыс. грн., Ровенской ОГА – в 12 раз больше (5304,8 тыс. грн.). Житомирской ОГА требуется дополнительно 634,5 тыс. грн., Ивано-Франковской – в 7,8 раз больше (4952,9 тыс. грн.).

Выводы:

Нынешнее Правительство, пропихнув через Верховную Раду свои изменения в госбюджет-2016, еще раз подчеркнуло неизменность своей политики: деньги – на силовиков и  чиновников, социальные расходы и статьи развития – «под нож» (за исключением тех, где до конца года еще можно успеть «попилить» бюджетные средства).

ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОК настаивает на рассмотрении и принятии альтернативных изменений к государственному бюджету на 2016 год (№3793), который предусматривает усиление социальной защиты граждан и закладывает фундамент для выхода страны из кризиса и ускорения экономического роста.