Премьер-министр Гройсман заявил о возможности снижения счета за коммунальные услуги для населения в 2-3 через 3-5 лет после повышения энергоэффективности.

Премьер-министр недавно обвинил в популизме своих оппонентов, требующих привести тарифы на газ и тепловую энергию в соответствие с доходами граждан. Новые тарифы он называет прозрачными и позволяющими избежать коррупции в энергосекторе. В действительности популизмом занимается сам премьер, который, похоже, не рассчитывает задержаться в премьерском кресле на заявленный срок снижения тарифов. Повышение энергоэффективности до европейского уровня требует больше триллиона гривен инвестиций. Разрекламированная программа «теплых кредитов» покрыла около 1% необходимых средств, и даже она была остановлена в начале июля из-за отсутствия средств в бюджете.

В действительности украинцы заплатят за унаследованную с советских времен неэффективность сектора и отсутствие реальных реформ на протяжении 25 лет. Простое повышение тарифов не является эффективной реформой, нацеленной на модернизацию сектора и рост энергоэффективности до европейского уровня. Сегодня потребители централизованного теплоснабжения лишены возможности, в отличие от потребителей с индивидуальным отоплением, регулировать свое потребление в зависимости от температуры окружающей среды, а обоснованность включаемых в тариф затрат вызывает большие сомнения:

  • В структуру тарифов заложены значительные потери в сетях, что снижает их прозрачность и вызывает вопросы в обоснованности размера их повышения. Например, в теплосетях потери составляют около 19% тепла, однако у некоторых операторов могут достигать и 40%. Для сравнения: в современных теплосетях теряется только около 8% тепловой энергии. На графике ниже представлена закладываемая стоимость газа в тариф на тепловую энергию для типичного украинского ТКЭ и эффективного производителя тепла в Финляндии. Только неэффективность при генерации энергии и потери в сетях приведут к дополнительным расходам украинских потребителей в размере 231 грн/Гкал. В дополнение эффективная компания произведет на 20% меньше тепловой энергии из-за оборудования жилого фонда индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП), позволяющими автоматически регулировать подачу тепла в зависимости от температуры воздуха, которая не закладываются в тариф для потребителя, как в Украине.

  • Отсутствие 100% покрытие счетчиками коммерческого учета не позволяет потребителям контролировать количество и качество потребляемых энергоресурсов. Половина населения продолжает платить за тепловую энергию по нормативам, а не за свое реальное потребление. Уровень оснащенности счетчиками тепла на начало 2016 года составил всего 52%. К началу отопительного сезона и оплаты украинцами тепла по «европейским тарифам» правительство планирует увеличить этот показатель до 80%. Таким образом, минимум пятая часть населения будет получать счета, рассчитанным еще по фактически советским нормативам. Об уровне установки ИТП правительство предпочитает вообще не упоминать. Сейчас ими оборудован только незначительный процент недавно построенных зданий. На графике ниже представлены расходы по новым тарифам домохозяйств при новых тарифах. Домохозяйства, проживающие в современных домах, будут платить в 2,3 раза меньше в сравнении с домохозяйствами, которые все еще будут платить по нормативам.

Для снижения расходов домохозяйств за коммуналку необходимо срочно форсировать инвестиции в энергоэффективность. Правительство пиарится на не делающих погоду «теплых кредитах», в то время как кредитные линии международных финансовых организаций, в разы превышающие эти кредиты, не используются из-за некомпетентности руководства Минрегиона. В создании разрекламированного Фонда энергоэффективности, на который западные партнеры также были согласны выделить значительные средства, правительство за 2 с лишним года не продвинулось дальше представления концепции. Такими темпами провести необходимую модернизацию сектора теплоснабжения не удастся ни за 5, ни за 10 лет.

Премьер-министр пытается сбить негодование общественности уровнем новых тарифов на газ и тепловую энергию. Но при нынешних темпах инвестирования в энергоэффективность заявление о возможном снижении расходов населения на отопление в 2-3 раза через 3-5 лет ни что иное как махровый популизм, в котором новый премьер любит обвинять своих оппонентов. Программа «теплых кредитов» заморожена из-за отсутствия средств в бюджете, а в разы их превышающая международная финансовая помощь на повышение энергоэффективности не используется из-за некомпетентности профильных руководителей в нынешнем и предыдущем правительстве.