Минэкономики разместило на своем вэб-сайте законопроект, которым предлагает на 3 месяца отменить административное регулирование цен на продукты питания. Официальная причина – оценка влияния административного регулирования цен.

Государственные регулируемые цены установлены для товаров, которые:

  • Имеют значительное влияние на общий уровень и динамику цен
  • Имеют значительную социальную значимость
  • Производятся монополистами

Кроме того, местные органы власти также имеют право ограничивать, уровень рентабельности, торговые и сбытовые надбавки, использовать декларирование изменений оптово-отпускных цен.

РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОДОБНОЙ СИСТЕМЫ УКАЗЫВАЮТ НА НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ:

Регулирование цен – несовершенный инструмент для решения социальных проблем:

  • Цены на социально значимые товары в последнее время растут опережающими темпами.
  • Несмотря на все задекларированные цены – система социально несправедлива. Искусственно заниженные цены – это субсидия для всех, независимо от уровня доходов. Поскольку люди с большим уровнем доходов покупают больше, то и объемы субсидий для них также больше.
  • Степень ограничения цен мало коррелирует с уровнем доходов. Так, например, граничная надбавка на муку в Ровненской области составляет 15%, а в Киевской – 8%. При этом уровень бедности в Ровненской области один из самых высоких, а в Киевской – один из самых низких.

Кроме того, могут ухудшаться условия ведения бизнеса. Ограничение рентабельности производства приводит к искусственному торможению развития технологий производства и реинвестирования в новое оборудование.

Тем не менее, курс правительства на полную отмену какой- либо поддержки и регулирования цен несвоевременная инициатива.

Правительственная инициатива отменяет ограничение максимальных цен на СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ продукты питания. Отменят наценки производителя: на муку, хлеб, макароны, крупы, сахар, говядину, свинину, мясо птицы, вареную колбасу, молоко, сыр, сметану, сливочное и подсолнечное масло, а также куриные яйца. Эти продукты составляют основной рацион потребления следующих групп населения, которые отличаются низким уровнем доходов:

  • Пенсионеры
  • Семьи с детьми
  • Неполные семьи
  • Инвалиды

Инициатива значительно подорвет покупательную способность этих наименее защищенных групп населения. Так, за 2,5 года новой власти цены выросли на 88%, а зарплаты и пенсии проиндексированы менее чем на 20%, пособия на детей сократили. В это же время был сокращен/отменен целый ряд социальных выплат на ребенка: отменили пособие по уходу за ребенком до 3 лет, урезана госпомощь при рождении второго и третьего ребенка, бесплатное питание детей в школах. Решениями правительства были ограничены граничные размеры и сокращены надбавки и доплаты для работников бюджетной сферы (образование, медицинские работники, библиотекари).

При этом охват социальной поддержкой остается низким, поскольку реформа социальной помощи отсутствует. В результате реальные доходы населения продолжают сокращаться, все больше людей оказываются за чертой бедности:

  • К концу года ситуация значительно ухудшится. Даже повышение средней зарплаты в июне до 5 337 грн. и обещаемое декабрьское очередное повышение минимальной зарплаты не сможет улучшить качество жизни большинства населения страны и не прибавит денег на питание, т.к. грядет отопительный сезон вместе с «заоблачными» тарифами на ЖКУ.
  • Учитывая, что к отопительному сезону стоимость только отопления вырастет в 2 раза, то, как минимум половина населения (50,2% получают зарплату до 3500 грн.) встанет перед выбором или покупать еду или оплачивать услуги ЖКХ. В месяц за 1-но комнатную квартиру придётся заплатить 1561 грн., а за 3-ёх комнатную – 3914 грн. Оплата даже однокомнатной квартиры превысит уровень минимальной заработной в декабре – 1 551 грн.

Нарушается статья 48 Конституции относительно права на «достаточный уровень жизни», люди начинают просто голодать

  • Украинцы тратят слишком большую часть своего дохода на еду. Удельный вес затрат на продукты питания в корзине потребления украинцев увеличивается на протяжении последних 3 лет и в 2016 году составил чуть меньше половины (41,5%). Для сравнения в Европе население в среднем тратит на питание 22,6% своих доходов. В таких странах, как Дания, Великобритания, Швейцария, Норвегия, Финляндия, Германия – эта цифра не превышает 13%.
  • Продукты питания становятся все менее доступными. Затраты на питание растут, а объём потребляемых продуктов сокращается. За трехлетний период уменьшилось потребление всех продуктов питания. Особенно упало потребление рыбы (-33,3%), фруктов (- 24,4%) и мяса (-9,8%).
  • Количество людей, для которых продукты питания в необходимом количестве недоступны, растет. По данным последнего статистико-социологического обследования условий жизни, проводимого Госстатом Украины, 5% семей в прошлом году не имели достаточного дохода для обеспечения нормального питания, и количество таких семей возросло по сравнению с 2014 годом более чем на 200 тыс. и превысило 700 тыс. домохозяйств. Исходя из того, что средняя семья в Украине составляет 2,5 человека, то в стране, которая находится в центре Европы, в 2015 году недоедали 1 млн 800 человек.

Инициатива может иметь позитивный результат на финансовые результаты предприятий и доходы в бюджет от налога на прибыль, НДС. За это заплатят пенсионеры, семьи с детьми. Однако, учитывая, что существенная часть предприятий, которые производят социально значимые товары – государственные, с высоким уровнем коррупции и плохим управлением, то эти деньги просто пойдут ни на инвестиции или повышение зарплат работникам, а в карман коррупционерам.

Инициатива Минэкономики провести эксперимент выглядит странной – в стиле «разрушить до основания сразу и все». Почему-то эксперимент с возмещением населению стоимости лекарств выписанных по рецепту (реимбурсация) начинают проводить с ограниченным списком медикаментов, для отдельных групп населения. А вот как деньги с пенсионеров и малообеспеченных сдирать, так во всей стране и за все… Целесообразней было бы выбрать 3-4 региона в разных точках страны и проанализировать ситуацию в них.

Правительство ничего не делает для решения проблемы и не предлагает ничего взамен. Да, регулирование цен имеет много критики. Тем не менее, у нас адресные программы не работают. Международная практика включает целый список программ, направленных на обеспечение ценовой доступности продуктов для уязвимых групп населения. Это может быть просто налоговая льгота (например, сниженная ставка НДС/налога с продаж на продукты). А может быть и отдельная госпрограмма

  • В США есть программа Supplemental Nutrition Assistance Program — федеральная система поддержки жителей, не имеющих доходов или имеющих низкие доходы. В рамках программы люди с низким уровнем доходов получает талоны на определенные группы товаров ежедневного потребления.
  • В США также есть такие масштабные федеральные программы, как Программа продовольственной помощи (Food Stamps) или Программа временной помощи нуждающимся семьям (TANF — Temporary Aid to Needy Families). Они реализуются на долевой основе: часть денег предоставляет федеральный бюджет, а вторую часть — бюджет штата. Кроме того, все программы обязательно регулируются Законом о соответствии личной ответственности и возможностей трудоустройства и Законом о продовольственной помощи.
  • В ЕС существует система предоставления людям с низким уровнем дохода продуктов питания по льготным ценам или в некоторых случаях абсолютно бесплатно. Партнерами государства в осуществлении такой программы являются некоммерческие организации, которые получают продукты из интервенционных запасов страны.

Выводы

Правительство следует принципу: «разрушить все до основания», не предлагая ничего взамен. В результате, обедневшее население попросту начинает голодать, не получая достаточного объема продуктов питания. Таким образом, нарушается статья 48 Конституции Украины, согласно которой «каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включая питание, одежду и жилье». Уже скоро подобная политика принесет свои плоды в виде ухудшения здоровья стариков и детей, сокращения населения, повышения расходов на медицину. Вместо того, чтобы проводить эксперименты в рамках всей страны, следовало бы позаботиться о замене несовершенного регулирования, современной программой поддержки людей с низким уровнем доходов.