Госстат обнародовал информацию о том, что уровень оплаты населения жилищно-коммунальных услуг составил только 63,8% в декабре 2016 г . За 12 месяцев 2016 г. уровень оплаты услуг ЖКХ составил 82,8%, в то время как еще по итогам 9 месяцев показатель был 95,4%. Общая сумма задолженности за ЖКХ услуги с учетом задолженности за электроэнергию на конец года взлетела до астрономических 23,4 млрд. грн.

Уровень платежной дисциплины населения в декабре фактически не изменился в сравнении с октябрем (56,7%) и ноябрем (64,6%), и пребывает на угрожающем низком уровне с начала отопительного сезона. В 2015 г., до очередного грабительского повышения тарифов на газ и тепло нынешним правительством, уровень оплаты составлял 95,4%. Несоответствие новых тарифов реальным доходам населения, наряду с непрозрачным формированием счетов ТКЭ, являются основными причинами резкого ухудшения платежной дисциплины:

  • Часть населения приняла решение не платить по новым грабительским и непрозрачным тарифам. Тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение были повышены вдвое в июле 2016 г. Также в этом отопительном сезоне правительство отменило льготную цену на газ 3600 грн. за тыс. м3 при потреблении до 1200 кубометров в отопительный сезон ), в августе прошлого года цена на электроэнергию выросла на 25% (рост с начала года 63%).
  • Общая задолженность населения за услуги ЖКХ, без учета задолженности за электроэнергию, за 2016 г. увеличилась на 128,5% (с 8,8 до 20,2 млрд. грн)[1].
  • Рост задолженности населения за услуги ЖКХ еще больше ускорится по итогам холодного января. Если средний размер платежа одного домохозяйства до начала отопительного сезона составлял 526 грн., то уже в декабре он вырос до 1557 грн, а январе ожидается его дальнейшее увеличение до 2000 грн.
  • Оплата населением услуг ЖКХ очень сильно варьируется по регионам. По итогам декабря только потребители в Ривненской обл. полностью оплатили счета за ЖКХ. Близким к 100% оплате был также уровень в Черниговской и Винницкой областях – 97% и 94% соответственно . Самый низкий уровень оплаты был зафиксирован в Закарпатской (42,2%), Луганской (46,5%) и Днепропетровской (53,4%) областях. В Киеве уровень оплаты составил 58,5%.

Даже видя всю несостоятельность нынешней тарифной политики, власть не намерена отказываться от дальнейшего повышения тарифов. В декабре уже 42,6% домохозяйств получали жк-субсидию из-за невозможности самостоятельно оплачивать жилищные услуги. Но НКРЭКУ приняла решение о повышении с февраля 2017 г . тарифов на водоснабжение и водоотвод на 9-37%. Также в марте население ожидает очередное повышение тарифов на электроэнергию на 25%. Но это можно считать только разминкой перед дальнейшим повышением тарифов на газ и отопление в 2017 г. В проекте Меморандума с МВФ власть обязалась и дальше поддерживать цену на газ и отопление для населения исходя из паритета с импортной ценой газа. Сегодня это означает повышение цены газа как товара для населения с 4942 грн. за тыс. кубометров до 7582 грн за тыс. кубометров (цена газа как товара для промышленности в феврале уже выросла до 7679-8451 грн. за тыс. кубометров). Конечная же цена для населения вырастет с нынешних 6879 доминимум 10048 грн. за тыс. кубометров, а тарифы на отопление увеличатся еще минимум на 40%. В случае дальнейшего роста мировых цен на газ и/или девальвации гривны будет соответственно расти и паритет с импортной ценой газа.

Пока же правительство продолжает уповать на единственный инструмент решения проблемы задолженности населения за жк-услуги – договора о реструктуризации и погашению долгов, но он работает очень слабо. К примеру, в 2016 г. с населением заключено договора о реструктуризации задолженности на сумму всего 165 млнгрн, в то время как рост задолженности только за декабрь составил 4506 млн. грн. Улучшение собираемости платежей за услуги ЖКХ следует начать с внедрения прозрачных тарифов и обеспечения 100% населения счетчиками газа, тепла и воды. Тогда население будет знать, что получило счет за действительно потребленную услугу. Но 100% уровень платежей невозможно достичь без внедрения пени за просроченные платежи и выселения должников из квартир. На такие непопулярные меры пошли в балтийских государствах и Польше еще в начале 90-х годов при запуске реформ в секторе, но у украинской власти, потерявшей поддержку населения в результате череды скандалов связанных с коррупцией и кумовством, уже давно нет мандата доверия от избирателей на проведение этой непопулярной реформы.

Выводы

Долги по ЖКХ продолжают стремительно расти, грозя отправить большую часть предприятий отрасли в процедуру банкротства. Граждане все меньше способны оплачивать стремительно дорожающие коммунальные услуги, а государство не в состоянии предложить ни адекватную тарифную политику, ни действенную систему социальной поддержки населения.

[1]Госстат не опубликовал в своем экспресс-выпуске за 2015 г. сумму задолженности за электроэнергию