Премьер-министр Украины В. Гройсман, обнародовал информацию о том, что до 2015 г. стоимость субсидирования газа и тепловой энергии составляла 28% всех расходов государственного бюджета. После повышения тарифов объем субсидий из госбюджета, по его словам, сократиться до 4-6% от суммарных расходов бюджета.

В приведенных цифрах присутствует сознательная манипуляция размером субсидий для населения:

  • Премьер-министр использовал статистику 2014 г. как иллюстрацию размера субсидий до 2015 г., когда кассовый дефицит «Нафтогаза» достиг 106,6 млрд грн, а чистый убыток компании составил 88,4 млрд грн. Вместе с компенсаций разницы в тарифах предприятиям ТКЭ и ЖК субсидиями это действительно привело к расходам бюджета в размере 28% от их общего объема. В тоже время, почти половина убытка – 39 млрд грн приходится на курсовые разницы из-за резкой девальвации гривны. Также 27 млрд грн. приходятся на потери в АР Крым и зоне АТО. После включения в субсидии для населения только прямых убытков «Нафтогаза» от поставок газа населению и ТКЭ для нужд населения общий объем субсидий составил не 28%, а 11% от расходов бюджета в 2014 г.
  • Более корректно сравнивать сегодняшний объем субсидий на газ и тепло с последним докризисным годом (2013 г.). Неприятная правда для правительства состоит в том, что  по сравнению с 2013 г. суммарные расходы бюджета на эти цели в 2016 г. практически не изменятся, а в 2017 г. вырастут. Это означает, что эффект экономии на расходах бюджета от повышения тарифов составляет ноль, а в следующем году будет отрицательным. При этом 8-9 млн. украинских семей (из 15 млн) оказались отброшенными за грань энергетической бедности и не могут самостоятельно платить за ЖК услуги – это и есть основной результат от реформы:
  • В 2013 г. объем субсидий для населения составил 6,0% в сравнении с 6,1% от общих расходов бюджета в 2016 г. после рекордного даже для мировой практики шокового повышения тарифов для населения. На графике ниже приведены суммарные расходы из госбюджета на ЖК-субсидии, компенсацию ТКЭ разницы в тарифах и убытки «Нафтогаза» от поставок газа в регулируемом сегменте (население + ТКЭ). В 2016 г. эти цифры были выше как в номинальном выражение (в гривнах), так и относительном (% от расходов бюджета), чем в 2013 г., когда действовали установленные еще в 2011 г. тарифы на газ и тепловую энергию. В проект бюджета правительство заложило размер субсидий в размере 53 млрд. грн., что означает их дальнейшее увеличение до 7% от расходов госбюджета.  

Источник: Отчеты Госказначейства о выполнении бюджета в 2013-2015 гг, Закон о Госбюджете на 2016 г, проект ЗУ «О Госбюджете на 2017 г.», Финансовые отчеты «Нафтогаза» за 2012-2015 гг.

  • Но заложенной в проект бюджета 53 млрд грн недостаточно, ведь при действующем порядке расчета субсидий сумма должна быть минимум вдвое выше. Исходя из 2000 грн. среднего размера субсидий, 8 млн получателей субсидий (озвученных Минсоцполитики) и 6 месяцев отопительного сезона общий размер необходимых средств в госбюджете на программу жилищных субсидий должен составить минимум 96 млрд грн в 2017 г. Эксперты МВФ при первом пересмотре программы расширенного финансирования в августе 2015 г. также оценивали потребность в субсидиях на 2017 г. в размере 97 млрд грн. При этом они исходили из потребления газа до 1 апреля по цене 75% от паритета с ценой импортного газа и полного паритета после этой даты.1 Правительство Гройсмана повысило цену для населения до полного импортного паритета на год раньше оговоренного с МВФ срока, поэтому потребность в субсидиях при нынешнем порядке их начисления должна составить около 110 млрд грн или около 14% от планируемых расходов бюджета.

В целом резкое повышение тарифов не привело к повышению фискальной устойчивости, как ожидалось в программе МВФ для Украины. По факту субсидии так и не стали адресными и продолжают быть универсальными. Неявные (квази-фискальные) субсидии «Нафтогазу» были заменены прямым финансированием населения из госбюджета. В следующем году потребность в субсидиях из госбюджета превышает дефицит «Нафтогаза» в 2014 г. до начала «тарифной реформы» нынешней власти.

Выводы
Правительство предоставило искаженную статистику по ЖК-субсидиям для населения. Производится сознательная манипуляция. В качестве базового года для сравнения выбран 2015 г., а не 2014 г. когда нынешняя власть запустила маховик повышения тарифов и допустила обвальную девальвацию гривны. В действительно расходы госбюджета на субсидии выросли как в абсолютном, так и относительном выражении, если сравнивать с 2013 г. В следующем году ожидается их дальнейший рост в 2 раза, если правительство не урежет их доступность и размер начисляемой субсидии.
По сути, само по себе повышение тарифов в цифрах бюджета 2016 г. дало нулевой эффект для сокращения консолидированного дефицита бюджета (его сокращение произойдет не за счет снижения расходов на субсидии на газ и тепло, а за счет замораживания и урезания реальных социальных стандартов и расходов), а в 2017 г. эффект от повышения тарифов для бюджета будет отрицательным. При этом повышение тарифов разогнало инфляцию и отбросило миллионы украинцев за черту бедности.