Опубликовано дополнение к постановлению КМУ, определяющее новый перечень товаров и услуг для установления размера прожиточного минимума.

Пересмотр потребительской корзины раз в 5 лет предусмотрен Законом о прожиточном минимуме. На практике потребительская корзина не пересматривалась с 2000 года. Начать пересмотр потребительской корзины нынешнюю власть заставило судебное решение. 17 сентября 2015 года Окружной административный суд Киева завершил рассмотрение дела о незаконности существующего прожиточного минимума в Украине. Суд обязал Кабмин принять предусмотренные законодательством меры и провести научно-общественную экспертизу набора продуктов питания, набора непродовольственных товаров и набора услуг для установления прожиточного минимума в стране, а также просмотреть содержимое наборов для основных социально-демографических групп населения.

Решение можно было бы приветствовать, однако изменения больше сводятся к перетасовке отдельных позиций.

  • Подходы к определению прожиточного минимума не меняются. В результате - прожиточный минимум в Украине остается надуманным понятием, структура корзины останется неадекватной. В странах, где применяется прожиточный минимум, он рассчитывается на основе анализа ФАКТИЧЕСКОГО потребления малоимущих домохозяйств. У нас же «нормальный уровень» определяют ЭКСПЕРТЫ исходя из физиологических норм потребления (ежегодное потребление масла, хлеба, мяса, посещение парикмахера, музеев и т.д.).
  • Стоимость корзины явно занижена. Стоимостная величина прожиточного минимума не сможет в соответствии с законодательством «быть достаточной для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности». Если пересчитать предложенное нормативное потребление продуктов питания, лекарств, товаров первой необходимости и коммунальных услуг на цены в реальном магазине/аптеке, учесть реальный счет из ЖКЭа, то на покупку одежды, обуви, мебели, бытовой техники, посуды, культурные мероприятия, стрижку, останется около 100 гривен в месяц. Поэтому все разговоры правительства о том, что нынешняя потребительская корзина полностью отображает реальный прожиточный минимум (3200 грн.) не соответствуют действительности. По экспертным расчетам минимальный размер потребкорзины на середину 2016 г. составлял не менее 5-7 тыс. грн.
  • Сегодня структура потребительской корзины несовременна, аскетична и выглядит очень бедно в международном сравнении. Так, в Украине количество пунктов потребительской корзины осталось близко к 250. Для сравнения во Франции, как и в Украине, потребительская корзина насчитывает 250 пунктов, в России — чуть больше 150, в Соединенных Штатах — 300, Великобритании — 350, Германии - почти 500 пунктов. Все они считаются необходимыми для граждан. Если у нас большинство пунктов — это самые дешевые продукты питания, в других государствах перечень пищевых продуктов даже если и меньше, то гораздо качественней: в продуктовую корзину входит более дорогая и питательная еда. Что и говорить о продуманности структуры потребления. Так, при составлении прожиточного минимума, власти Франции наряду с «изысками» (оплату такси, сухой корм для домашних питомцев, жидкое мыло и средства для укладки волос) включили в обязательный перечень оплату няни для ребенка. В Украинской корзине по-прежнему нет мобильной связи и расходов на посещение дошкольных детских учреждений.
  • Потребительская корзина по-прежнему не учитывает потребностей детей:
    • Физических: Потребкорзина разрешила девочкам покупать 2 платья в год вместо 1 платья на 3,5 года. Однако за небольшим исключением на этом позитивные изменения заканчиваются. Возможностей купить памперсы по-прежнему не предусмотрено. Кроме того, исходя из потребкорзины, дети … оказывается, не растут. Так, например, согласно официальной потребкорзине, полушерстяное платье для девочки 0-6 лет должно служить ей 3,5 года, а размер обуви у ребенка 2-3 лет будет одинаковым и весной и осенью. Средний рост ребенка в 1 год – 74 см, а в 3,5 года – на 27 см больше. В 2 года нога ребенка увеличивается на 0,5 см каждые 3 месяца.
    • Развития: Если исходить из структуры потребкорзины, детям не нужны игрушки, а детям до 6 лет не нужны никакие школьные принадлежности. А ведь карандаши, краски, пластилин - это неотъемлемые атрибуты программы развития дошкольников. Потребкорзиной также не предусмотрено посещение детьми учреждений дошкольного и внешкольного образования.
    • Здоровья: В списке лекарств, которые необходимы среднестатистической семье, уже нет поливитаминов. Вероятно, их решили заменить увеличенным потреблением лука и чеснока.
  • Более того, отдельные предложенные новации приведут к ухудшению структуры потребления:
    • Изменения, предложенные правительством, еще больше сместили структуру потребления в пользу более дешевых и менее полезных продуктов. Так, даже обновленная потребительская корзина предполагает потребление продуктов более низкого качества ближе к ассортименту 10% людей с самыми низкими доходами. Так, например, согласно обновленной корзине, люди должны потреблять больше хлебопродуктов (9,5 кг). На самом же деле в среднем в 2015 году на человека приходилось 8,5 кг хлебопродуктов, а в домохозяйствах с самым низким уровнем доходов один человек съедал в месяц 9,2 кг хлебопродуктов. Из корзины потребления изъята баранина и уникальный по содержанию витаминов и минералов кролик. Вместо этого людям советуют покупать напичканную антибиотиками дешевую птицу (курицу). Даже обновленные нормы потребления рыбы и рыбных продуктов не «дотягивают» до фактического потребления: правительство предлагает съедать в месяц 1,1 кг рыбы, а в 2015 году на человека приходилось 1,2 кг рыбы. В два раза ниже фактического уровня определено потребление подсолнечного масла (0,6 кг в то время как фактически в месяц украинцы потребляют 1,6 кг растительных масел). Существенно занижен и показатель потребления молока и молокопродуктов (при среднем потреблении 13,4 кг предлагается съедать в месяц всего 11,5 кг).
    • Мыться надо будет меньше. Правительство пересмотрело большинство позиций предметов первой необходимости и санитарии в сторону уменьшения. Теперь правительство предлагает населению покупать не больше 2 бутылок шампуня в год, и стирать в машинке один раз в две недели. Во время чистки зубов надо будет внимательно следить за тем, чтобы разовый расход зубной пасты не превысил 0,615 грамма. С таким подходом можно точно утверждать, что стоимость потребительской корзины недооценена как минимум из-за отсутствия расходов на точные электронные весы.
    • Потребительская корзина итак не адекватно учитывала необходимость оплаты услуг здравоохранения и покупки медикаментов, а пересмотренная корзина и вовсе сокращает возможности их потребления. В обновленной потребительской корзине заметно расширили список медикаментов. В нем появились дешевые дротаверин, активированный уголь, лорадитин, ибупрофен, нимесулид, глазные капли и валидол. Кроме того, в перечень добавили термометр и пластырь, а вот дорогие поливитамины, наоборот, исключили. По-прежнему нет в списке лекарств для лечения столь распространенной в Украине гипертензии. В результате, несмотря на то, что перечень расширили, на лекарства отведено порядка всего 40 грн. в месяц (!) . Попробуйте зайти в аптеку с этими деньгами. И это при том, что все расходы на лекарства лежат на плечах пациентов. Согласно Нацсчетам здравоохранения, в среднем 40% расходов на медицину и в первую очередь на покупку лекарств несут потребители. В 2015 году на 37,7% до 4,3 млн человек увеличилось количество домохозяйств, члены которых при необходимости не смогли получить необходимую медицинскую помощь. Наибольший барьер получения медицинской помощи - финансовый. 90-99% невозможность получить помощь/купить лекарства объясняется финансовыми причинами.
    • Расходы на посещение врача отсутствуют при том, что в реальности, бесплатной медицины у нас нет. В 2015 году конституционным правом на бесплатную медицину смогли воспользоваться лишь 3,8% домохозяйств. Даже официально в министерстве признают, что бесплатных услуг стоматолога в Украине уже давно не существует. Среди тех, кто лечился в больнице, 92,6% были вынуждено самостоятельно покупать медикаменты.
  • Прожиточный минимум в Украине не учитывает региональных особенностей. Из-за отсутствия учета региональных особенностей следует, что в селе пенсионеры, которые получают минимальную пенсию относительно состоятельные люди, в то время как в городе - одни из самых бедных.

Выводы:

Правительство при пересмотре потребительской корзины, которая используется для расчета прожиточного минимума, отделалось косметическими правками. В результате, обновленная структура потребления по-прежнему сохраняет свои основные недостатки: несоответствие фактическим современным потребностям жизни и в первую очередь детей, заниженная стоимость продуктов, перекос потребления в пользу более дешевых и менее полезных продуктов. Более того, по отдельным позициям пересмотренная корзина даже предполагает ухудшение - меньше денег по медпрепаратам, снижение объемов потребления услуг ЖКХ, товаров личной гигиены, ухудшение качества потребляемых продуктов питания.