25 октября Всемирный банк (ВБ) объявил данные рейтинга Doing Business-2017 (формально он охватывает период за второе полугодие 2015 – первое полугодие 2016 года) - главного индикатора развития бизнес-среды для любой страны мира.

В последнем рейтинге Украина заняла 80-е место, зафиксировав прогресс всего на одну позиции по сравнению с 2015 г. (по скорректированной методике ВБ). Такие результаты вряд ли можно назвать убедительными:

Во-первых, среди стран с доходом ниже среднего, к которым относится Украина, мы значительно уступаем даже странам бывшего СССР, стартовые бизнес-позиции которых были гораздо слабее украинских, а уровень коррумпированности – выше. К примеру, Армения в нынешнем рейтинге на 38 месте, соседняя Молдова – 44-я. Украина находится на 20 позиций позади полу-признанного Косово (60 место), и на 70 позиций ниже бывшей югославской республики Македония, замкнувшей первую десятку стран по благоприятности бизнес-климата. Нереальным и мало-преодолимым в ближайшие годы выглядит достижение показателей Эстонии (12 место), Латвии (14), Грузии (16), Литвы (21). Даже бизнес-климат в РФ, находящейся под санкциями и в полу-изоляции от ведущих экономик мира, и строящей свою специфичную экономику Беларуси представляется составителям вдвое лучшим, чем украинский (37 место у Беларуси, 40 место у РФ против 80-го у Украины).

В-вторых, более-менее приличный прогресс дан только по 3 из 10 компонентов рейтинга (см. рисунок ниже).

* место в рейтинге-2016, пересчитанное по методологии составления рейтинга-2017.

  • по параметру «Защита миноритарных инвесторов» (101→70) – нам засчитали прогресс за изменения в законодательстве об исключении заинтересованных акционеров по голосованию за решение, где есть конфликт интересов (Закон Украины «О предотвращении коррупции», который был принят еще в октябре 2014 года с отсрочкой введения до 26.04.2015);
  • неоднозначно можно оценить прогресс по части «подключения к электросетям» (140→130). С одной стороны – есть рост второй год подряд. С другой – 130 место вряд ли повод для гордости, особенно в отношении компоненты рейтинга, не требующей ни многомиллиардных инвестиций, ни значительного времени на улучшение ситуации. Для прогресса нужно лишь уменьшение количества процедур до трех (заявление, оплата, подключение), а также ограничение максимального срока выполнения подключения – и это бы позволило подняться до как минимум 39 места. Об этом эксперты писали еще перед составлением предыдущего рейтинга, но за год не произошло ни одного изменения.
  • в части «Обеспечение выполнения контрактов» (93→81) прогресс обеспечен незначительным изменением: Государственная судебная администрация Украины разрешила платить судебный сбор онлайн. Для многих стран в современном мире информатизации и цифровых технологий это давно уже обыденная вещь, и переход Украины в этом вопросе из середины ХХ столетия в двадцать первое таки впечатлил составителей рейтинга.
  • по части «регистрации предприятий» нам дали +4 позиции (24→20) за упрощение процедуры регистрации плательщиков и доступа в государственный реестр (изменения были введены с 1.01.2014 года).

По остальным позициям – Украина либо топчется на месте, либо изменения на уровне статистической погрешности, и не в пользу нашей страны.

  • в первую очередь – совершенно противоположная картина наблюдается по вопросу «налогообложения», где без корректировки методики (по старой) достигнут прогресс +23 позиции (107→84), а по приведенной к сопоставимому виду на самом деле наблюдается регресс (83→84). Косвенно это подтверждается в параллельно висящем на сайте Нацрады реформ куда более узком и более профессиональном рейтинге Tax Paying Rank (TPR, совместном продукте Мирового банка и глобальной аудиторской компании PwC), где все совсем не радужно: Украина занимает 107 из 189 мест, прогресс за год – всего +1 место, время, затрачиваемое на уплату налогов – сохранилось неизменно высоким (350 часов), а общий уровень налоговой нагрузки на бизнес снизился с 52,9% до 52,2% (для сравнения - в странах ОЭСР - 40,9%, а в странах Европы и Центральной Азии - 33,8%)! Да и бизнесы вряд ли согласятся, что налоговые реформы 2014 и 2015 года принесли им что-либо позитивное, а не рост общей фискальной нагрузки, растущий невозврат НДС и сохраняющуюся переплату по авансовым платежам, беспредел фискальных органов…
  • из года в год проблемной остается позиция «Международная торговля» (110→115), где наблюдается откат на 5 позиций. Она осложняется объемом времени и стоимости на оформление экспортно-импортных операций. Стоимость оформления документов для экспорта составляет 292 долл. США, для сравнения в странах ОЭСР - 36 долл. США; для импорта в Украину - 212 долл. США, в ОЭСР - 26 долл. США.
  • по позиции «Получение разрешений на строительство» Украина со 137 места опустилась на 140-е. Получение разрешений на строительство осложняется высокими расходами, которые связаны с процедурой получения разрешения и продажи, и из-за низкого индекса контроля качества в строительстве, в Украине этот показатель равен 8, в странах ОЭСР - 11,3. Широко распиаренная правительством кампания по упрощению строительных процедур, делегированию отдельных полномочий на места пока что не нашла одобрения у составителей рейтинга.
  • еще хуже обстоят дела с позицией «Решение неплатежеспособности» (148→150). Это обусловлено, во-первых, низким коэффициентом возврата средств ( то есть в случае банкротства кредиторам удается извлечь с неплатежеспособного предприятия крайне мало денег); во-вторых, конечным результатом решения неплатежеспособности - в Украине доминирует практика не санации с целью поиска нового эффективного собственника и обеспечения дальнейшего функционирования предприятия, а его продажа по частям и ликвидация как субъекта хозяйствования).
  • на одну позицию опустилась Украина в компоненте «Регистрации собственности» (62→63). Причина – накрывшая страну волна рейдерства (в том числе при активном участии регистраторов и нотариусов) и бессилие Минюста, признавшего очевидное – в прошлом году 90% рейдерских атак закончились успешно. В октябре Верховная Рада проголосовала за антирейдерский закон Министерства юстиции, но как показывает украинская практика – пока дойдут руки до его имплементации, на вооружении рейдеров будут уже десятки новых механизмов перераспределения собственности.

Выводы:

Реформы в стране, которые на третьем году уже должны были давать заметный позитивный результат и его отражение в рейтинге Doing Business – застопорились. Критическую и справедливо низкую оценку достижениям новой власти уже прямо, избегая дипломатичных комплиментов, дают не только наши граждане, но и такая уважаемая институция, как Мировой банк, который поставил бизнес-климат Украины на уровень заметно ниже Ямайки, Панамы и Ботсваны.