По данным Госстата с начала 2016 г. ЖК-субсидии были назначены 7,677 млн. домохозяйств, что на 42% больше, чем за аналогичный период прошедшего года. В декабре 2016 г. уже 43,6% украинских домохозяйств получали субсидию. Средний размер субсидии в декабре увеличился 25,1% (год-к-году - гкг). Предприятиям ЖКХ было начислено 52,6 млрд. грн. за предоставление услуг получателям субсидий.

Рост количества обращений за жилищными субсидиями был легко прогнозируемым после повышения правительством Гройсмана тарифов на отопление и природный газ для населения. Только в Киеве тариф на отопление вырос на 116%. Рост цен на природный газ в 2016 г. был не столь резким, поскольку значительный скачок уже произошел при правительстве Яценюка в 2015 г. Правительство же Гройсмана отменило льготную цену для населения 3600 грн. за тыс. м3 (потребление до 1200 м3 газа в отопительном сезоне), повысив тариф до 6879 грн. за тыс. м3. В результате количество получателей субсидий в 2016 г. выросло на 43,4% и составило почти 7,7 млн. домохозяйств. При этом в проекте Меморандума с МВФ правительство берет на себя обязательство и дальше поддерживать цену на газ для населения на уровне паритета с импортной ценой газа, что означает повышения тарифов на газ для населения и ТКЭ еще как минимум на 20% (с учетом девальвации гривны и роста стоимости импортного газа). А значит рост числа домохозяйств, которые попали в энергетическую бедность и не могут самостоятельно оплатить счета за ЖКХ, в 2017 г. продолжится.

Даже при нынешнем уровне тарифов действующая система субсидий показала свою фискальную несостоятельность, а с учетом дальнейшего роста тарифов для населения она грозит вызвать коллапс в газовом секторе и запустить цепочку неплатежей по всей экономике. Заложенных в бюджете-2017 г. на эти цели 47 млрд. хватит разве что для финансирования действующей системы жилищных субсидий только до конца этого отопительного сезона (2016/2017 гг):

  • ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОК неоднократно указывал, что выделенных в бюджете-2016 ЖК-субсидий в размере 40,3 млрд. грн. недостаточно при действующих тарифах и еще в феврале 2016 г. внес в парламент предложения по увеличения суммы до 50 млрд. грн. Но эти предложения были проигнорированы коалицией и правительством.
  • Чтобы хоть как-то закрыть прохождение отопительного сезона парламент 20 декабря принял два законопроекта, которые увеличивает соответствующую субвенцию местным бюджетам на оплату субсидий и льгот ЖКХ населению на 6,8 млрд. грн. до 47,1 млрд. грн. Но согласно обнародованной Госстатом статистики предприятиям ЖКХ было начислено 52,6 млрд. грн. в рамках программы ЖК-субсидий.
  • Таким образом, даже с учетом уже принятых 20 декабря изменений, дефицит системы жилищных субсидий составил 5,5 млрд. грн. в 2016 г.
  • Картина на 2017 г. выглядит еще более пугающей – в проекте бюджета правительство предлагает выделить на жилищные субсидии только 47 млрд. грн. из необходимых 108 млрд. грн. (исходя из озвученных цифр Минсоцполитики количества получателей субсидии и ее среднего размера на одно домохозяйство). Это при том, что при более низких тарифах в первой половине 2016 г. потребность в субсидиях составила 52,6 млрд. грн. Кассовый разрыв в системе субсидий может достигнуть 50 млрд. грн. или 2% ВВП в 2017 г.
  • Это запустит цепочку неплатежей по всей экономике – теплокоммунэнерго и облгазы не смогут рассчитаться с Нафтогазом за поставленный природный газ, а тот в свою очередь выполнить свои налоговые обязательства перед бюджетом. Это, в свою очередь, приведет к возникновению новых задолженностей по выплате зарплат бюджетникам и предприятиям в сфере ЖКХ. Кроме того, у Нафтогаза не будет возможность закупать импортируемый им природный газ и/или рассчитаться с Укргаздобычей. Это может потребовать от правительства возвращения к практике рекапитализации компании путем выпуска ОВГЗ.

Нынешняя система субсидий становится универсальной как и до повышения тарифов, – когда через низкие тарифы на газ и тепловую энергию субсидировались все домохозяйства. Вся разница в том, что неявные субсидии Нафтогазу (106 млрд. грн. в 2014 г.) будут заменены прямыми выплатами поставщикам ЖК-услуг из госбюджета.

Прогнозируемый размер жилищных субсидий в размере 4,2% в 2017 г. не является устойчивым с фискальной точки зрения в долгосрочной перспективе: критерий устойчивости вдвое ниже этого значения. Поэтому правительство, во-первых, пытается провести верификацию получателей субсидий с целью уменьшить их количество. В результате могут пострадать незащищенные граждане – бюджетники, в то время как занятые в теневом секторе, получающие зарплату в конвертах, по-прежнему будут получать субсидию. Вторым источником снижения размеров субсидий правительство видит снижения социальных норм для их получателей. При обсуждении Меморандума с МВФ от правительства исходило предложение по снижению действующей социальной нормы на природный газ с 5,5 до 4 кубометров газ на метр отапливаемой площади в месяц. При том, что еще в прошлом отопительном сезоне норматив составлял 7 кубометров газа на метр площади в месяц. Для типичного дома общей площадью 70 м2 при предполагаемых нормативах субсидироваться будет потребление максимум 1680 кубометров в отопительный сезон. Такое снижение невозможно без десятков миллиардов гривен инвестиций в энергоэффективность, которое правительство предлагает населению найти самостоятельно, ведь разрекламированная программа теплых кредитов в состоянии покрыть только несколько процентов от необходимой суммы.

Для обеспечения устойчивости госфинансов и обеспечения социальной защиты населения необходимо снизить тарифы в два раза, согласно предложений ОППОЗИЦИОННОГО БЛОКА к проекту бюджета на 2017 г., с одновременным повышением адресности субсидий.

Выводы

Даже с учетом уже принятых 20 декабря изменений, увеличивших субвенцию местным бюджетам на 6,8 млрд. грн, в бюджете на 2016 г. не хватило 5,5 млрд. грн. на жилищные субсидии.
В бюджете на 2017 г. кассовый разрыв в системе субсидий превысит 50 млрд. грн. и приведет к цепочке неплатежей по всей экономике.
Для ликвидации этого разрыва необходимо вдвое снизить тарифы на газ и тепловую энергию, как предложил ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОК в своих поправках к проекту бюджета на 2017 г., и повысить адресность жилищных субсидий, используя лучший опыт постсоветских стран.