В постановлении №51 от 6.02.2016 правительство уменьшило социальные нормы потребления газа на 9% - с 5,5 до 5 куб. м на 1 кв. м отопительной площади. Нормативы потребления тепловой энергии для централизованного отопления абонентами с домовыми или квартирными счетчиками снижены сразу на 21% - с 0,0548 Гкал до 0,0431 Гкал на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц отопительного сезона. Также на 21% снижены соцнормативы для электроэнергии для индивидуального отопления - с 65 кВт/ч до 51 кВт/ ч на 1 кв. м отапливаемой площади. Новые нормативы начнут действовать с 1 мая – по завершению отопительного сезона.

Количество получателей субсидий увеличилось за год на более чем 3 млн домохозяйств, и в декабре уже 43% домохозяйств получали жк-субсидию из-за невозможности самостоятельно оплачивать жилищные услуги. В то же время, наличие субсидии не стимулирует сокращение энергопотребления, поскольку сумма платежа домохозяйства привязана к доходу, который для большинства домохозяйств не сильно изменился за год. Кроме того, значительная часть украинцев лишена либо существенно ограничена в возможности регулировать свое энергопотребление (прежде всего, жители в многоквартирных домах с централизованным отоплением, построенные до 2000-х гг., а таких более 90% от жилищного фонда).

  • Украинцы уже закрутили газовые вентили по максимуму после грабительского повышения тарифов правительством Яценюка в 2015 г., когда по итогам 2015 г. потребление газа сократилось на 22,6%.
  • Если еще по первому полугодию 2016 г. было зафиксировано значительное снижение потребления газа населением и ТКЭ (8% и 7% соответственно год к году), то уже по итогам второго полугодия, первые нарастили потребления газа на 20%, а вторые на 14% (год к году). Т. е. повышение тарифов дало обратную реакцию – после роста цен на газ население увеличило его потребление.

При нынешнем расходе газа субсидиантами правительству никак не удастся вложиться в выделенную в бюджете сумму в 47 млрд грн. Поэтому правительство взяло перед МВФ в новом Меморандуме обязательство уменьшить нормативы, чтобы хотя бы частично снизить кассовый разрыв в субсидиях.

  • Если сейчас субсидия покрывает 330 кубов на отопление квартиры площадью 60 квадратных метров, уже в следующем отопительном сезоне "коммунальную скидку" будут начислять только на 300 кубов. Если при этом продолжить сжигать 330 кубов, придется 30 кубов оплачивать без субсидии. По действующему тарифу – это еще 204 гривни.
  • В квартире такой же площадью с центральным отоплением субсидия будет покрывать вместо 3,28 всего 2,5 Гкал тепла. Если не сократить потребление, за 0,7 Гкал придется платить без субсидии. В Киеве такой объем тепла обойдется в 1411 гривен (см. инфографику ниже).

Источник: газета Сегодня

Правительство также намерено снизить потребность в субсидиях путем верификации доходов, когда чиновники будут проверять состояние финансовых счетов, банковских депозитов, а также соответствие расходов декларируемым доходам.

Но все эти меры слабо помогут сбалансировать программу жк-субсидий, если растерявшее всякий кредит доверия правительство, не решится на выполнение другого своего обязательства перед МВФ – поддержание цены на газ для населения на уровне полного паритета с ценой импортного газа. Сегодня это означает повышение цены газа как товара для населения с 4942 грн за тыс. кубометров до 7582 грн за тыс. кубометров (цена газа как товара для промышленности в феврале уже выросла до 7679-8451 грн за тыс. кубометров). Конечная же цена для населения вырастет с нынешних 6879 до минимум 10048 грн за тыс. кубометров, а тарифы на отопление увеличатся еще минимум на 40%. В случае дальнейшего роста мировых цен на газ и/или девальвации гривни будет соответственно расти и паритет с импортной ценой газа. При таком повышении потребность в субсидиях перевалит далеко за 100 млрд грн, ведь вырастет не только сумма субсидии на одно домохозяйство, а практически все население будет подпадать под программу субсидий.

Для снижения потребления газа в жилищном секторе необходимы огромные инвестиции в энергоэффективность, которые профильный вице-премьер-министр Зубко в январе 2017 г. оценил в 22 млрд евро. При этом на «теплые кредиты» правительство заложило в бюджет-2017 только жалкие 13,7 млн евро (400 млн грн) или 0,06% от необходимой суммы. Населению предлагается либо мерзнуть при бешенных тарифах, либо самому искать средства на повышение энергоэффективности. Если в 2013 г. льготный тариф на газ для дома площадью 60 м2 действовал для потребления до 2500 кубометров, то сейчас правительство предлагает обойтись такому домохозяйству 1500 кубами в отопительный сезон. При этом нормы действуют помесячно, хотя очевидно, что потребление в октябре-ноябре или марте значительно ниже, чем зимой. Еще одним штрихом к иллюстрации бесчувственности правительства к проблемам простого украинца служит уменьшение социальных норм на централизованное теплоснабжение сразу на 21% – ведь если при индивидуальном отоплении газом и электроэнергией еще как-то можно регулировать свое потребление, то жители многоквартирных домов с вертикальной разводкой отопления лишены такой возможности.

Все перечисленные проблемы были известны давно, поэтому ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОК еще осенью вносил предложения о снижении тарифов на газ и отопление для населения в 2 раза до экономического обоснованного уровня, а освободившиеся средства предлагал перенаправить на повышение энергоэффективности населения. Наши предложения в очередной раз были проигнорированы действующей властью.

Выводы

ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОК требует от правительства:

  1. Снизить тарифы на газ и отопление для населения в 2 раза до экономического обоснованного уровня, а освободившиеся средства перенаправить на повышение энергоэффективности в жилищно-коммунальной сфере.
  2. Публично отказаться от записанного в Меморандум с МВФ обязательства поддерживать тарифы на газ и тепло для населения на уровне с полным паритетом импортной цены газа. При цене газа свыше 10 000 грн за тыс. кубометров или тепла свыше 1700 грн за Гкал уровень обращения за субсидиями приблизится к 100%.
  3. Отменить свое постановление об урезании социальных нормативов.
  4. Наложить мораторий на дальнейшее повышение тарифов и урезание социальных нормативов до вложения хотя бы половины требуемых инвестиций в энергоэффективность в жилищном секторе, необходимый размер которых профильный вице-премьер Зубко оценил в 22 млрд дол. США.