Кабмин утвердил бюджет Пенсионного фонда Украины на 2017 год с доходами в 284,0 млрд. грн. и дефицитом в 141,3 млрд. грн.

Бюджет Пенсионного фонда на 2017 г. свидетельствует о следующем:

  • Пенсии остаются низкими и недостаточными даже для того чтобы покрыть стоимость минимального продуктового набора. До конца 2017 года, средняя пенсия в 2017 году должна вырасти на 269,4 грн до 2001,4 грн (на конец 2016 года – 1828,33 грн). В расчете на реальные цены супермаркетов, стоимость минимального продуктового набора, определенного корзиной прожиточного минимума уже сейчас составляет 1240 грн. Это не включает стоимости лекарств, одежды, оплаты коммунальных платежей и проезда (кстати, правительство уже второй год не предусматривает госбюджетом субвенции на компенсацию льготного проезда).
  • Рост пенсий не успевает за ростом цен. Правительство отказалось поднять минимальные пенсии вслед за увеличением минимальной зарплаты. Вместо этого, бюджетом Пенсионного фонда предусмотрена 10% индексация пенсий - минимальная пенсия вырастет с 1247 грн вначале года до 1373 грн в конце года. Напомним, что в 2017 году ожидается инфляция не 8,1% как прогнозирует правительства, а не ниже 12%. После отмены регулирования цен, продукты социального значения растут темпами опережающими инфляцию. В 2017 году продолжится и девальвация национальной валюты минимум до 30 грн за дол, что значительно повысит стоимость лекарств (почти 60% лекарств, продающихся в Украине в денежном выражении, импортные).
  • Даже небольшое повышение гарантируется не всем. Даже на 10% индексации могут рассчитывать не все пенсионеры. Так, например, индексация не коснется пенсионеров, которые получают больше минимальной пенсии (на данный момент 1 247 гривен) и при этом продолжают работать. Повышение минимальной пенсии совсем не означает пропорциональное увеличение пенсионного дохода всех пенсионеров. В случае роста минимальной пенсии, повышаются только выплаты тем пенсионерам, чья пенсия ниже минимальной. Для остальных размер пенсии останется прежним и только в случае роста цен более чем на 3% часть их пенсионной выплаты (в размере прожиточного минимума) индексируется на рост цен.
  • Стимулов для молодежи принимать участие в государственной пенсионной системе не прибавилось. При выходе на пенсию, пенсионер теряет 60-70% своего трудового дохода. Человек с минимальной зарплатой в 2017 году сможет рассчитывать на пенсию в 39,0% своего трудового дохода. В других странах такой процент преимущественно составляет около 60%. Минимально допустимым считается замещение пенсией 40% трудового дохода. При этом уровень замещения низких доходов обычно выше и нередко близок к 100% (Чехия, Нидерланды, Норвегия, Австрия, Израиль) – см. табл. ниже.
  • В пенсионной системе Украины по-прежнему царит уравниловка. Более половины пенсионеров получают минимальные пенсии (5,6 миллионов пенсионеров по возрасту и 827 тысяч по инвалидности из общего количества 11,9 млн пенсионеров)[1].

  • В бюджете Пенсионного фонда на 2017 год есть резерв на осовременивание пенсий всего порядка 10 млрд грн. Ранее правительство сообщало о намерениях осовременить пенсии 5 миллионам пенсионеров. Это должно несколько сократить несправедливость пенсионной системы. Сегодня пенсионеры, имеющие одинаковый стаж работы и уровень зарплат (относительно среднего по экономике), получают разную пенсию в зависимости от года их выхода на пенсию. Пенсионеры, пенсия которым назначена до 2008 года, получают сумму, рассчитанную из средней зарплаты в 1197,91 грн. Для пенсий, которые рассчитывают сейчас, используют показатель средней зарплаты в 3263,44 грн, что почти в три раза выше, чем за 2007 г. [2] Тем не менее, следует отметить следующее: (1) на осовременивание в бюджете Пенсионного фонда предусмотрено всего порядка 10 млрд грн. Ранее правительство заявляло, что на эти цели необходимо 30-40 млрд грн;[3] (2) осовременивание опять проходит от случая к случаю и не является системным решением проблемы; (3) непонятен механизм и бенефициары индексации – резерв месячного увеличения финансирования пенсий отличных от минимальных составляет всего 15%, а средняя зарплата, из которой рассчитываются пенсии, выросла в 3 раза.
  • Официальный дефицит Пенсионного фонда остается очень высоким и неустойчивым в средне-/долгосрочной перспективе. К 2015 году Украина пришла с фактическим дефицитом Пенсионного фонда в 77 млрд. грн., который покрывался за счет госбюджета. По данным Минфина, общие расходы на пенсионную систему в 2015 году составляли 13,7% ВВП. Из этих расходов 4,2%ВВП были покрыты за счет трансфертов из Государственного бюджета. После неудачных экспериментов по снижению ЕСВ до 22% с 2016 года проблема усугубилась – доходы от ЕСВ в 2016 году упали на 30% ниже уровня 2015 года (последний год до реформы). В результате, в 2016 году трансферт Пенсионному фонду составлял 142 млрд. грн. или 6,1% ВВП. В 2017 году, несмотря на продолжение всевозможных ограничений пенсионных выплат,[4] трансферт на покрытие дефицита Пенсионного фонда должен практически сравняться с собственными доходами Пенсионного фонда (142,7 млрд. грн.) и составить порядка 141,3 млрд. Более того, дефицит Пенсионного фонда 2017 выше, чем это заявлено официально. Ведь на выплату январских пенсий было направлено 10,4 млрд. грн. средств бюджета 2016 года. С учетом такой “дыры” сейчас реформа пенсионной системы стала уже краеугольным требованием для продолжения сотрудничества с МВФ. Но руководство Украины по-прежнему продолжает откладывать сложные и потенциально непопулярные шаги, тем самым провоцируя дальнейшее ухудшение ситуации в этой сфере.

  • Вдобавок к официальному, есть скрытый дефицит Пенсионного фонда. Как минимум 2,5 млрд грн правительство предусмотрело в качестве увеличения доходов от физлиц-предпринимателей (на фоне повышения мзп и ужесточения контроля за трудовым законодательством). Однако очевидно правительство не учло негативного влияния своих инициатив по реформе системы оплаты труда на МСБ и легальную занятость. Уже сейчас стали известны угрожающие масштабы закрытия ФОП - 128 тысяч за пару недель. Правительство также рассчитало, что доходы от ЕСВ увеличатся на 30%, что вряд ли подтвердится. Несмотря на ужесточение контроля, и санкций, предприятия (МСБ) по возможности будут использовать все схемы минимизации уплаты ЕСВ и тенизиции своей деятельности.

Выводы

Пенсионная система Украины трещит по швам, и в этом плане бюджет ПФ на 2017 г. мало чем отличается от прошлогоднего: он остается таким же высокодотационным и будет наполовину зависеть от трансфертов из госбюджета. Неустойчивость украинской пенсионной системы – это не проблема исключительно сегодняшнего дня. Однако именно в последние два года риски разбалансированности ПФ резко обострились, что во многом обусловлено непродуманными экспериментами нынешних властей по реформе ЕСВ.

Бюджет ПФ-2017 г. – это продолжения геноцида пенсионеров, которые вынуждены выживать на полтора доллара в день, получая минимальную пенсию, либо чуть больше 2 дол/день средней пенсии. Уже сейчас видно, что средней пенсии не будет хватать на то чтобы покрыть продуктовый набор, обозначенный официальным прожиточным минимумом для нетрудоспособных. Что уж тут говорить про услуги ЖКХ, проезд и лекарства. Продолжит падать и уровень замещения пенсией трудового дохода, что никак не стимулирует к участию в государственной пенсионной системе молодежи. При этом власти продолжают «кошмарить» население инициативами по дальнейшему ужесточению выхода на пенсию.

Единственный действенный способ наполнить Пенсионный Фонд и обеспечить достойный уровень пенсий – это восстановить и форсировать уверенный рост экономики. Напомним, ОБ неоднократно обращал внимание на необходимости принятия разработанных нашей политической силой законопроектов по реиндустриализации, создании новых рабочих мест и улучшении инвестиционного климата, что позволило б повысить минимальные пенсии до 3 500 грн. уже в 2017 г

[1]http://www.pfu.gov.ua/pfu/control/uk/publish/article;jsessionid=D8640833E5FCE22C16012088BEC34401.app1?art_id=271042&cat_id=184068, http://www.pfu.gov.ua/pfu/doccatalog/document?id=273640

[2] Правительство заявляет, что для осовременивания пенсий необходимо 30-40 млрд грн и надеется их найти после увеличения минимальной зарплаты до 3200 грн.

[3] http://pensia.ua/ua/gazeta/news/item/2247-dodatkovyi-resurs-vid-pidvyshchennia-minimalnoi-zarplaty-bude-vykorystanyi-dlia-provedennia-osuchasnennia-pensii-pavlo-rozenko

[4] Ограничение пенсий работающим пенсионерам в 85% пенсионной выплаты, отсутствие адекватной индексации на инфляцию, отсутствие пенсий работающим госслужащим.