3 апреля на заседании КМУ принят План приоритетных действий правительства на 2017-2020 гг. Представляя документ, Премьер-министр В.Гройсман обратился к коалиции с просьбой поддержать «инициативы правительства и дать 226 голосов за программу».

Принятой программой КМУ правительство преследует одну единственную цель - продержаться еще один год у власти, любой ценой получить иммунитет и сохранить нынешнею недееспособную коалицию. Эта попытка не пройдет – никто не верит в красивые обещания и презентации этого правительства, потому что:

  1. Эта власть не способна принести мир в Украину, обеспечить решение конфликта на Донбассе, дать уверенность в завтрашнем дне для своих жителей, не говоря уже о мифических инвесторах. Это слабая власть, которая идет на поводу у подстрекателей - радикалов, жертвуя собственными экономическими интересами и углубляя раскол в обществе. Неспособность обеспечить мир подрывает и будет подрывать выполнение любой стратегии или программы этой власти.
  2. Опыт их прошлой работы говорит о некомпетентности и нежелании воплощать цели, которые они сами декларируют:
  • За один только 2016 г. Украина ухудшила свои позиции практически по всем ключевым международным рейтингам, вопреки отчетам власти о движении вперед. По итогам 2016 г. Украина впервые с 2009 г. ухудшила позиции по индексу человеческого развития ООН (опустилась с 81 в 2015 г. на 84 место в 2016 г.), упала в рейтинге Глобальной конкурентоспобности ВЭФ (с 79 на 85 место – худшее место за последние 5 лет), упала в рейтинге экономических свобод HeritageFoundation ( c 162 на 166 место). При этом никак не продвинулась в рейтинге восприятия коррупции TI (131 место и 29 баллов, оставаясь самой коррумпированной страной в Европе)
  • Власти обещают, что они добьются роста ВВП в 4-5%, а сами принимают решения (блокада ОРДЛО), которые снижают этот рост, минимум, на 1-2%, а не исключено, что вообще лишат Украину экономического подъёма в 2017 г .Декларируя цели технологического рывка, развития промышленности, диверсификации экспорта, поддержки МСБ, власть делает все наоборот – подрывает основы для будущего роста: промышленность разрушается (машиностроение и химпром – в загоне), Украина стремительно де-индустриализируется,[1] экспорт аграрной продукции[2] достиг почти половины в общей структуре экспорта (46% в 2016 г.), мы потеряли традиционные рынки сбыта, которые нечем заместить[3], власть систематически уничтожает малый бизнес повышение налогов и штрафами (с начала года закрылся каждый 8-й ФОП).[4]
  1. Власть, называя остальных популистами, сама является главным популистом, давая заведомо несбыточные обещания или подменяя решение проблемных вопросов бюрократической возней:
  • Голый социальный популизм в вопросах повышения пенсий. Обещания существенно повысить пенсии осенью 2017 г. реализуемы только, если резко сократить количество пенсионеров или резко повысить инфляцию. Дефицит пенсионного фонда при этой власти и так существенно вырос (сейчас порядка 150 млрд. грн.), а населению продолжают обещают «сладкую» жизнь.
  • “Реформаторский популизм” как имитация деятельности:
  • Власть продолжает плодить новые органы, имитируя проведение реформ и решение проблем. Через создание офиса по сопровождению инвестиций при Кабмине власть обещает привлечь инвесторов, офиса по продвижению экспорта – нарастить экспорт, а комитета по промышленной политике – восстановить промпроизводство. Не получится через 3 года? - создадут новые органы и так до бесконечности.
  • Закладываются изначально нереальные KPI(ключевые показатели эффективности). Напр., к 2020 г. войти в топ-50 по индексу человеческого развития (сейчас 84 место). Прогрессом будет, если Украина при этой власти не ухудшиться в этом рейтинге. Или за 4 года отойти от сырьевой экономики и перейти к экономике с высокой добавленной стоимости (на фоне умирающего автомобилестроения, деградирующей ракетно-космической, судо- и авиастроительной отраслей).
  • Зато нет механизмов реализации конкретных прикладных вопросов.Напр, нет механизма имплементации нового финансового механизма в здравоохранении. Задача «деньги ходят за пациентом» не может быть реализована пока не будет определена единая методика расчета и посчитана стоимость медуслуги, а так же запущен эффективно работающий реестр пациентов.
  1. Это план для получения денег от доноров, а не для развития страны.
  • Украинцам обещана земельная реформа – любой ценой в 2017 , потому что она нравится, по словам премьер-министра, иностранным донорам. Вопрос готовности к ней, с точки зрения создания необходимого законодательного поля (наполнения кадастра, размежевания земель гос. и коммунальной собственности и т.д.), никого не интересует. Земельную реформу пообещали сделать сюрпризом! Это значит, что будут протаскивать ее вариант, который будет играть на руку только определенным кругам. Фермеры как всегда пострадают.
  • Правительство не обсуждает с обществом свои планы, оно обсуждает их только с донорами, его не интересует готовность и поддержка обществом запланированных реформ. О деталях пенсионной реформы знает МВФ, но не знает украинское общество. Слова премьера об уникальной открытости этой власти перед обществом – не соответствуют действительности. Идет формальное обсуждение реформ, получение одобрения от «прикормленных активистов-общественников», без реальной поддержки населением, что наглядно демонстрируют потуги с проталкиванием медреформы.
  1. Простым украинцам и экономике от реализации программы в 2017 г. ничего хорошего ждать не приходится:
  • Бизнесу не стоит рассчитывать на феноменальный рост в 4-5%, рекордный приток инвестиций и наращивание стремительными темпами промпроизводства экспорта. В 2017 г. из-за инициированной властью блокады никакого экономического роста, скорее всего, вообще не будет, в лучшем случае будет +1%. Такими темпами к 2020 г. эта власть не выйдет даже на уровень 2013 г.:
  • Населению на фоне стагнирующей экономики, жестких бюджетных ограничений по требованию кредиторов и необходимости урезания социальных расходов (что признает и сама власть), не стоит рассчитывать на существенное улучшение качества жизни. В программе правительства заложено ухудшение условий выхода на пенсию (в т.ч. повышен страховой стаж -читай пенсионный возраст), рост тарифов на «коммуналку», введение платной медицины. Доступность образования – из-за сокращения сети школ, перекидывания расходов на места без денег, как в случае с ПТУ, и урезания стипендий - только ухудшиться.

Выводы:

  • Нет никаких оснований полагать, что с принятием очередного многостраничного фолианта правильных фраз и намерений правительство исправит свои хронические ошибки, прекратит добивать промышленность, сельское хозяйство, транспорт, социальную сферу, станет работать на страну и ее граждан (а не МВФ и собственные бизнес - интересы).
  • У них был год, чтобы – как обещал В.Гройсман 14 апреля – «показать, что такое качество госуправления». Этот год показал всю несостоятельность и неэффективность нынешней «команды с Грушевского».
  • ОБ не голосовал за нынешнюю программу КМУ, и тем более не собирается это делать сейчас. Это правительство должно как можно быстрее уйти в отставку, запустив процесс перевыборов в парламент.

[1]В январе – феврале 2017 г. объемы промпроизводства были на 18% против аналогичного периода 2014

[2] С\х и пищепром

[3]В 2016 г. по сравнению с 2013 г. товарный экспорт в СНГ обвалился в 3,6 раза с 21,67 млрд. дол. до6,03 млрд. дол., а экспорт в страны ЕС упал на 18,6% с 16,57 млрд. дол. до 13,49 млрд. дол.

[4] По состоянию на 20 марта 2017 года, количество закрытых ФОП уже достигло 253 тысяч[4] (т.е. закрылся каждый восьмой ФОП или 12,6%).