Госстат обнародовал итоги работы отраслей экономики за январь-февраль 2017 года.

Представленные статистическим ведомством страны результаты работы отраслей экономики дают повод правительству продолжить длящуюся уже два месяца кампанию само-пиара, в ходе которой Премьер и министры практически на всех публичных мероприятиях ( начиная от заседаний КМУ и до совещаний с бизнесом) не устают хвалить себя за рост почти во всех отраслях и регионах страны, строительный бум, увеличение капитальных инвестиций, повышении урожайности, укреплении экспортного потенциала, решительное преодоление кризиса, переход к фазе экономического роста, бюджетные успехи на центральном и местном уровне, новую инфраструктуру, удвоение минимальной зарплаты и рост других социальных стандартов, масштабные реформы образования и здравоохранения, решительную борьбу с коррупцией, значительном укреплении обороноспособности.

По данным Госстата, по итогам января-февраля 2017 года промышленное производство выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,4% (всего!!!), строительство – на 21,0%, грузооборот – на 16,6%, грузоперевозки – на 13,0%, пассажирооборот – на 11,4%, перевозки пассажиров – на 1,5%, розничная торговля – на 0,5% и т.д.

Главный фактор этого роста – использование удобной крайне низкой базы сравнения: в начале прошлого года по большинству показателей темпы падения были все еще значительными, и лишь к середине года они замедлились и стали фиксироваться отдельные позитивные изменения.

Поэтому правительственная бравада о своей успешности продлиться максимум еще пару месяцев, темпы т.н. «роста» будут сокращаться из месяца в месяц, пока не сойдут до размеров в пределах так называемой «статистической погрешности». Эта тенденция уже дает себя знать:

  • Кумулятивно по итогам двух месяцев по сравнению с данными января рост грузооборота сократился с 23,7% до 16,6%, грузоперевозки – с 21,0% до 13,0%, строительство – с 35,0% до 21,0%, промышленное производство – с 5,6% до 0,4%.
  • Промышленное производство в феврале 2017 года сократилось по сравнению с январем 2017 года на 2,6%, по сравнению с февралем 2016 года – на 1,7%.
  • Розничная торговля в феврале 2017 года уменьшилась как по сравнению с январем 2017 года (на 3,7%), так и с февралем 2016 года (на 1,7%).

Если оглянутся назад, в более далекую ретроспективу – в результате работы двух правительств А.Яценюка и почти года работы правительства В.Гройсмана экономика Украины еще по-прежнему далека от той, которую они получили от предшественников:

  • объемы промышленного производства составляют всего 82,6% от того, что производилось в январе-феврале 2014 года;
  • даже выросшие сразу на треть по сравнению с прошлым годом объемы строительства – это всего лишь 90,8% от уровня января-февраля 2014 года (не говоря уже о более ранних периодах, когда в рамках подготовки к финальной части Евро-2012 строились стадионы, гостиницы, аэропорты, дороги и другие объекты инфраструктуры);
  • грузооборот на транспорте – сократился по сравнению с январем-февралем 2014 года на 7,1%, пассажирооборот – на 4,9%;
  • сельскохозяйственное производство – падает третий год подряд и по итогам января-февраля уже на 7,2% ниже, нежели за аналогичный период 2014 года;
  • розничная торговля – всего 77,8% от уровня трехлетней давности.

Далеко не все подотрасли промышленности, пережившей затяжное падение, смогли даже с учетом низкой базы сравнения показать достаточную позитивную динамику.

  • На фоне рассказов о необходимости наращивания объемов обеспечения сырьем отечественной металлургической отрасли ( пока конъюнктура внешних рынков благоприятна для нас) и борьбе за достижение энергетической независимости в январе-феврале 2017 года на 7,9% (здесь и далее указаны физические объемы промпроизводства) сократилась добыча металлических руд, на 9,3% - железорудного неагломерированного концентрата, на 8,8% - агломерированного концентрата, на 10,7% - каменного угля, на 8,3% - сырой нефти, на 1,0% - природного газа. При сложной ситуации с углем и неоднократных заявлений о критичности поставок антрацитовой группы из ОРДЛО – продолжается наращивание производства электроэнергии тепловой генерацией (+1,7%), притом более высокими темпами, чем атомной (+1,2%), а выработка из альтернативных источников (при всей незначительности их в общем энергобалансе) – вообще сократилась на 12,4%!
  • В пищевой промышленности – на 9,1% сократилось производство хлеба, на 16,2% - соков фруктовых и овощных, на 29,8% - их смесей ( а впереди – проблема с тарой: производство банок для консервирования только в январе упало на 16,6%!), на 1,4% - масла, на 1,8% - свежего сыра неферментированного, на 5,6% - йогуртов и сквашенного молока, на 11,2% - соусов, продуктов для их приготовления, приправ и пряностей, на 31,0% - спредов и жировых смесей, на 13,1% - молокосодержащих продуктов, на 37,2% - коньяков, на 23,7% - крепких спиртных напитков.
  • Продолжает испытывать проблемы отечественная металлургия: производство стали сократилось на 13,1%, чугуна – на 13,7%, катанных и кованных полуфабрикатов – на 13,1%, полуфабрикатов, полученных непрерывным литьем – на 4,1%, проката черного металла – на 3,4%... В сегменте продукции «для металлургов» - полный провал: производство конвертеров, литейных машин и ковшей, используемых в металлургическом и литейном производстве, сократилось на 88,6%!
  • В тяжелейшем положении – химическая и коксохимическая отрасль. Производство кокса и коксопродуктов по сравнению с январем-февралем 2016 года сократилось на 18,3%, основных химических веществ и химической продукции – на 5,6%, моющих средств - на 9,7%, серной кислоты – на 2,9%, спирта этилового неденатурированного – на 7,8%.
  • В фармацевтической отрасли на 24,5% упало производство лекарственных средств, содержащих антибиотики, на 9,4% - препаратов на основе алкалоидов.
  • Много говорится о поддержке аграрного машиностроения, но и у них ситуация нерадужная. В январе-феврале производство плугов сократилось на 11,1%, сеялок – на 1,7%. Выпуск тракторов для сельского хозяйства хоть и вырос на 7,1%, составив 769 штук, или в среднем 385 штук в месяц – но он просто смешон ( четверть века назад один только Харьковский тракторный завод производил их в количестве более 8500 в месяц) … Выпуск оборудования для переработки мяса и птицы сократился по сравнению с январем-февралем 2016 года на 16,5% - и это будет иметь далеко идущие последствия для мясоперерабатывающей промышленности – Украина вместо создания хоть какой-то добавленной стоимости на своей территории будет гнать за рубеж сырье в чистом виде ( справочно: по итогам января 2017 года экспорт готовой мясной продукции вырос на 69,5%, сырого мяса и субпродуктов непереработанных – на 82,8%, живых сельскохозяйственных животных – на 1640,5%!!!).
  • В коматозном состоянии находится автомобильная промышленность, состоящая пока еще формально из 8 автозаводов. Из позитивов – рост на 1660% производства автобусов ( примерно 1,49 штуки в день, или 44 в месяц против 5 в январе-феврале прошлого года), но здесь все объясняется «нулевой базой сравнения: в прошлом году в январе-феврале «Черкасский автобус», «Часовоярский автобусный завод», «Черниговский автозавод» не произвели ни одной машины, в то время как в поточном году выпустили 43, 24 и 16 автобусов соответственно (столько, сколько производится на этих трех заводах за два месяца – китайская корпорация «Кинг Лонг» собирает менее чем за 5 часов). Все 559 легковых автомобилей произвел закарпатский «Еврокар» (для сравнения – с конвейеров Volkswagen каждые сутки сходит 28,2 тысячи автомобилей, Toyota – 27,8 тысяч). Бывший лидер отрасли – «АвтоЗАЗ» не собрал ни одного легкового автомобиля. Убытки лидера грузового автомобилестроения (АвтоКрАЗ) выросли по сравнению с 2014 годом почти в 10 раз (со 148 млн. грн. в 2014 году до 1,43 млрд. грн. по итогам 2016 года). Почти полтора года не работает Бориспольский автозаводы.
  • На трех авиазаводах страны – продолжается прошлогодние затишье и застой (что уже не удивляет – в прошлом году общими усилиями выпустили один демонстрационный образец Ан-132, однако и это достижение было бы невозможно, если бы не финансы заказчика – Саудовской Аравии). Разрабатывать новые модели самолетов, похоже, также не планируют: многолетний легендарный главный конструктор «Антонова» Д .Кива уволен и уехал вместе с группой коллег создавать авиастроительную отрасль Азербайджана, а сама должность «генеральный конструктор» - ликвидирована (видимо, за ненадобностью)… Из «достижений» и заделов на будущее можно отметить только то, что недавно был представлен «эскиз будущего легкого боевого самолета». Но поскольку Украина даже в составе СССР не имела опыта и мощностей для выпуска военной авиации – этот проект будет оставаться фантомом еще ни один год (примерно так, как четвертый год ведутся вялые разговоры о досборке «Мрии-2»)…
  • В легкой промышленности – зафиксировано сокращение производства шерстяной пряжи на 31,4%, одеял и пледов – на 10,4%, костюмов и комплектов мужских – на 20,3%, костюмов, пиджаков, юбок, брюк, комбинезонов женских – на 20,2%, платьев – на 9,4%, колгот – на 3,2%.
  • Хватает проблем в подотрасли стройматериалов: добыча известняка и известнякового камня (для изготовления цемента и извести) в январе-феврале уменьшилась на 28,9%, производство цемента – на 8,4%, сухих строительных смесей – на 6,4%, ДСП – сократилось на 3,2%, фанеры и фанерных панелей – на 1,4%, обоев – на 6,8%.
  • Падение продолжается в электронной, электромеханической и механической отрасли. По сравнению с январем-февралем прошлого года на 29,5% сократился выпуск полупроводниковых приборов, на 16,2% счетчиков электроэнергии, на 10,6% - приборов автоматического управления и регулировки, на 60,9% - низкомощных электродвигателей, на 57,1% - статических преобразователей, катушек индуктивности и пр., на 46,4% - панелей цифрового управления, на 15,8% - высоковольтных изолированных проводников, на 22-29% - насосов, на 34,6% валов.

Речь не идет о какой-то новой, трудоемкой, технологически неподъемной в условиях кризиса промышленной продукции – мы теряем объемы производства того, что выпускалось всего 12 месяцев назад, а его реализация давала людям рабочие места, а бюджету – налоговые поступления!

И это не предел – уже начиная с марта-апреля-мая в значительно большей степени начнет проявляться эффект от вначале осужденной, а затем возглавленной властью блокады ОРДЛО. Недопоставки антрацита уменьшат производство электроэнергии. Уменьшение объемов кокса – даст сокращение металлургического производства, соответственно – меньше металла получат отечественные машиностроители и т.д. и т.п.

Власть не особо комментирует ситуацию в сельском хозяйстве. Здесь в январе-феврале 2017 года зафиксировано падение на 1,7% (и на сельхозпредприятиях – на 2,1%, и в хозяйствах населения – на 1,4%). С одной стороны – это вроде немного, но в январе-феврале 2016 и 2015 года также были зафиксированы сокращения объемов производства – на 2,1% и 3,6% соответственно, а совокупно за три года аграрии потеряли 7,2% своих объемов производства. Вот результаты непродуманных экспериментов по сужению (с января 2016 года) и полному отказу от спецрежима по НДС для аграриев с 1 января 2017 года. Еще год назад на сельхозтоваропроизводителей смотрели как на «палочку-выручалочку» деградирующей экономики Украины – и она не подводила: в 2016 г. очередной раз установила рекорд по сбору и экспорту зерновых, увеличила свою долю в отечественном экспорте почти до 45% (по итогам января ), подтвердив слова бывшего посла США в Украине, предрекшей стране статус «будущей аграрной супердержавы. Сами же аграрии к своим перспективам относятся критичнее – они предрекают, что, лишившись значительных финансовых ресурсов (от 15 до 20 млрд. грн. оборотных средств в результате налоговых изысков правительств А.Яценюка-В.Гройсмана) уже в ближайшее время отрасль начнет ускорять темпы падения, и из точки роста превратиться в зону стагнации, а в дальнейшем – и деградации…

Положительную динамику с начала 2017 года демонстрировало всего 8 из 24 регионов Украины. В 2/3 областей – падение продолжается: наиболее существенными темпами – в Запорожской (-9,3%), Херсонской (-9,8%), Одесской (-9,5%), Харьковская (-7,5%), Луганская (-7,2%)…

В январе-феврале 2017 года аграрии продолжили вырезать абсолютно все виды домашнего скота: количество коров уменьшилось на 2,7%, свиней – на 7,5%, овец и коз – на 0,2%. По состоянию на 1 марта, с момента обретения независимости поголовье коров сократилось в 4 раза (с 8527,6 до 2120,8 тыс. голов), свиней – в 3 раза (с 19946,7 до 6602,5 тыс. голов), овец и коз – в 6,3 раза (с 9003,1 до 1438,4 тыс. голов). Последние содержались преимущественно в хозяйствах населения, и большие темпы сокращения поголовья – косвенное подтверждение уровня обеднения и старения села, когда оставшимся там жителям держать даже козу – уже накладно, да и не всегда реально в силу возраста или плохого состояния здоровья.

Непростой остается ситуация в транспортной отрасли.

Железнодорожный транспорт дал рост преимущественно благодаря четырем позициям – стройматериалам (перевозки выросли на 60,7%, хотя по итогам января превышали прошлогодние в 2,4 раза), нефти и нефтепродуктам (+53,6%), зерну / продуктам перемола (+43,0%), лому черных металлов (+17,7%). На зерне вряд ли удастся выезжать долго – рекордный урожай и рекордный экспорт зерновых уже через пару месяцев останется в прошлом. Увеличение перевоза лома черных металлов – это результат медленной раскупорки коллапса с вагонами последних месяцев 2016 года, когда многие из заявок остались неудовлетворенными ( только по металлургической отрасли из-за перебоев в сфере грузовых железнодорожных перевозок и поставок металлопродукции на металлургические заводы госбюджет не досчитался в 2016 году почти 1,8 млрд. дол. США потенциальных поступлений). Обращает на себя внимание сокращение перевозок лесных грузов (-43,8%), кокса (-17,8% - и это еще статистика до прекращения поставок из заблокированных ОРДЛО), цементу (-12,9% ), химических и минеральных удобрений (-12,2% - тревожный сигнал для аграриев в свете предстоящей посевной), каменного угля (-5,9%), железной и марганцевой руды (-3,5% - но по последним двум позиция рост темпов падения еще впереди в связи с прекращением поставок из ОРДЛО).

В январе-феврале Украина на 71,4% сократила перекачку и транзит аммиака – продолжаются споры вокруг неоднозначного решения поднять плату за транспортировку продукта для ПАО «Тольяттиазот» без предоставления контрагенту расчетов и обоснований. С учетом того, что на Тамани ускоренными темпами ведутся работы по запуску нового российского химического терминала, уже в ближайшие год-два такое понятие, как транзит аммиака через Украину может уйти в историю, а уникальный по своим техническим характеристикам и самый длинный в мире аммиакопровод – на металлолом…

Пока выручает перекачка и транзит газа (+19,5% и +31,4%) – но и они в «зоне риска» из-за регулярно навешиваемых на РАО «Газпром» многомиллиардных штрафов от АМКУ, и нескрываемого желания российской газовой монополии поскорее сократить свое присутствие на «рисковой» украинской трубопроводной системе.

Хоть водный транспорт и не играет уже практически никакой роли в транспортной отрасли – но он продолжает заметно падать даже по сравнению с парой крайне неудачных предыдущих лет. Грузооборот по сравнению с январем-февралем 2016 года на нем сократился на 6,5%, объемы перевозки грузов – на 30,2%. Украина продолжает усиливать зависимость от зарубежных водных перевозок – в январе на них пришлось 97,1% от общего объема, в то время как внутренние составили всего 2,9%. Это и неудивительно – по сравнению с 1980 годом длина речных судоходных путей общего пользования сократилась более чем в 3 раза (с 4910 км до 1560 км), а интенсивность использования Днепра как пути доставки грузов – в 15 раз меньше чем, к примеру, на Дунае!

Сократились перевозки грузов авиатранспортом – на 5,8% по грузообороту и на 14,9% по объемам перевезенных грузов. По достигнутым результатам Украина отброшена в 70-80-е годы минувшего столетия…

Только в очень крупном приближении можно порадоваться за результаты работы строительной отрасли. Но и тут рост продолжает «сдуваться»: январь 2017/2016: +35,0%, два месяца 2017/2016: +21,0%. Проблемных мест и реального падения в этом секторе остается более чем достаточно:

  • На 50% сократились объемы строительных работ в Николаевской области, на 26,2% - в Винницкой, на 15,1% - в Хмельницкой, на 10,3% - во Львовской, на 7,9% - в Хмельницкой.
  • Даже там, где наблюдается формальный рост объемов строительства – их абсолютные размеры остаются крайне низкими.
    • Украина стоит на грани де-индустриализации: основу металлургического комплекса составляют комбинаты, построенные либо в конце XIX столетия, либо в тридцатые годы ХХ столетия (восстановленные в первые годы после окончания Второй мировой войны). Электростанции (за исключением атомных) – введены в эксплуатацию 50-80 лет назад. Самый молодой отечественный НПЗ – 1976 года рождения. Аналогичная ситуация в авиастроении (серийный завод «Антонов» 1920 года, Харьковское авиационное производственное предприятие – 1926 года), автомобилестроении (Запорожский автозавод – 1863 года, ЛАЗ – 1945 года, «АвтоКрАЗ» - 1958 года), судостроении («Судостроительный завод им. 61 коммунара» - 1788 года, «Ленинская кузня» - 1862 года, Черноморский судостроительный завод – 1897 года, Херсонский судостроительный завод – 1951 года, «Океан» - 1952 года), химической промышленности и многих других.
    • Такая ситуация требует многомиллиардных объемов строительных работ в базовых отраслях экономики. Вместе с тем, в январе-феврале 2017 года на объектах ГМК произведено работ на 1,5 млрд. грн. (эквивалент 56 млн. дол. США), металлургии – на 277,8 млн. грн. (10,3 млн. дол. США – на всю отрасль), электроэнергетики – на 251,1 млн. грн. (9,3 млн. дол. США), химической промышленности – на 26,3 млн. грн. (974 тысячи!!! дол. США).
  • Характерно-печальная ситуация со строительством и ремонтом автодорог. В.Гройсман в очередной раз заявил, что на строительство, ремонт и модернизацию автодорог в 2017 году будет направлено более 30 млрд. грн. Минуло уже почти четверть года, но, по данным Укравтодора, сейчас на эти цели направлено всего около 2 млрд. грн., т.е. менее 7% от озвученного бюджета. Отставание – более чем существенное! Возглавляющий Укравтодора польский экспат С.Новак заявил прямо – из трех подготовленных на 2017 год сценариев работы (оптимистичный / реалистичный / пессимистичный) компания вынуждена сейчас реализовывать наихудший. Но даже он выглядит явно нереалистичным – по данным Госстата, на дороги в январе-феврале 2017 года было потрачено всего 108,1 млн. грн., т.е. в 18 раз меньше, чем заявил Укравтодор, и вряд ли компания смогла освоить разницу в 1,9 миллиарда за две недели марта…
  • Постепенно начинает выдыхаться жилищное строительство (рост которого нередко позволял перекрыть негативную или улучшить статистику по промышленному строительству). Жилстрой в феврале 2017 года сократился по сравнению с февралем 2016 года на 4,2%, а по сравнению с предыдущим месяцем – на 8,5%. Цены на жилье не растут (покупательская способность граждан не позволяет), а себестоимость – увеличивается более чем существенно (в 2016 году цены производителей промышленной продукции выросли на 20,5%, в январе-феврале 2017 года – на 37,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), поэтому «экономика» строительства станет также весомым барьером для сдерживания роста в отрасли.

Выводы

  1. Победные реляции правительства об успешном для экономики старте в 2017 году – не более чем манипулирование статистикой и использование удобной низкой базы сравнения.
  2. Практически во всех секторах и отраслях остается множество проблем, благодаря которым не только не удалось восстановить рост, а наоборот – падение продолжается, нередко достигая катастрофических размеров.