Госстат обнародовал итоги работы отраслей экономики за январь 2017 года.

Представленные статистическим ведомством страны результаты работы отраслей экономики дают повод правительству продолжить длящуюся уже две недели кампанию самопиара, в ходе которой Премьер и министры не устают хвалить себя за рост почти во всех отраслях и регионах страны, строительный бум, увеличение капитальных инвестиций, повышении урожайности, укреплении экспортного потенциала, решительное преодоление кризиса, переход к фазе экономического роста, бюджетные успехи на центральном и местном уровне, новую инфраструктуру, удвоение минимальной зарплаты и рост других социальных стандартов, масштабные реформы образования и здравоохранения, борьбу с коррупцией и т.д.

По данным статистов, по итогам января промышленное производство выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,6%, строительство – на 35,0%, грузооборот – на 23,7%, грузоперевозки – на 21,0%, пассажирооборот – на 13,8%, перевозки пассажиров – на 6,2%, розничная торговля – на 3,1% и т.д.

Главный фактор этого «невиданного» роста – использование удобной крайне низкой базы сравнения: в начале прошлого года темпы падения были все еще значительными, и лишь к середине года они замедлились и стали фиксироваться отдельные позитивные изменения.

Поэтому правительственная бравада о своей успешности продлиться максимум еще пару месяцев, темпы т.н. «роста» будут сокращаться из месяца в месяц, пока не сойдут до размеров в пределах так называемой «статистической погрешности».

Если оглянуться назад, в более далекую ретроспективу – в результате работы двух правительств А.Яценюка и почти года работы правительства В.Гройсмана экономика Украины еще по-прежнему далека от уровня 2013 г.:

  • объемы промышленного производства составляют всего 79,6% от того, что производилось в январе 2013 года;
  • даже выросшие сразу на треть по сравнению с прошлым годом объемы строительства – это всего лишь 90,8% от уровня января 2013 года (не говоря уже о более ранних периодах, когда в рамках подготовки к финальной части Евро-2012 строились стадионы, гостиницы, аэропорты, дороги и другие объекты инфраструктуры);
  • грузооборот на транспорте – сократился по сравнению с 2013 годом на 3,9%, пассажирооборот – на 7,6%;
  • сельскохозяйственное производство – ниже на 2,3%, нежели по итогам января 2013 года;
  • розничная торговля – всего 85,8% от уровня четырехлетней давности.

Еще нет январской статистики по внешней торговле, но тенденцию несложно предугадать по итогам 2016 года (здесь ситуация очень инертна и за месяц неспособна поменяться кардинально). Украина продолжает увеличивать импортозависимость: за 12 месяцев 2016 года импорт увеличился на 4,6%, а экспорт – сократился на те же 4,6%, а негативное сальдо – при восстановленном «росте экономики» - составило -2885,8 млрд. дол. США.

Далеко не все под-отрасли промышленности смогли даже с учетом низкой базы сравнения показать достаточную позитивную динамику.

  • На фоне рассказов о необходимости наращивания объемов обеспечения сырьем отечественной металлургической отрасли (пока конъюнктура внешних рынков благоприятна для нас) и борьбе за достижение энергетической независимости в январе на 7,6% сократилась добыча железной руды(здесь и далее указаны физические объемы промпроизводства), на 7,9% - железорудного неагломерированного концентрата, на 5,6% - сырой нефти. Производство и распределение газа – упало на 4,5%. При сложной ситуации с углем и неоднократных заявлений о критичности поставок антрацитовой группы из ОРДЛО – производство атомной энергии сократилось по сравнению с январем 2016 года на 3,4%, а альтернативными источниками (при всей незначительности их в общем энергобалансе) – на 17,2%, нарастив при этом тепловую генерацию на 7%.
  • В пищевой промышленности – на 8,5% сократилось производство хлеба, на 4,8% - переработка и консервирование овощей и фруктов, на 22,8% - соков фруктовых и овощных ( а впереди – проблема с тарой: производство банок для консервирования только в январе упало на 61,2%!), на 39,2% - производство сахара, на 3,3% - масла, на 4,4% - йогуртов и сквашенного молока, на 2,0% - чая и кофе, на 10,1% - соусов, продуктов для их приготовления, приправ и пряностей, на 19,7% - спредов и жировых смесей, на 11,7% - кисломолочных продуктов, на 10,1% - крепких спиртных напитков, на 17,1% - виноградных вин.
  • Продолжает испытывать проблемы отечественная металлургия: производство стали сократилось на 7,1%, чугуна – на 3,8%, катанных и кованных полуфабрикатов – на 14,0%... В сегменте продукции «для металлургов» - полный провал: производство конвертеров, литейных машин и ковшей, используемых в металлургическом и литейном производстве, сократилось на 90,8%!
  • В тяжелейшем положении – химическая и коксохимическая отрасль. Производство кокса и коксопродуктов по сравнению с январем 2016 года сократилось на 7,4%, основной химической продукции, удобрений, азотных соединений, пластмасс, синтетического каучука – на 19,8%, производство мыла, средств очистки, косметики и парфюмерии – на 6,3%, моющих средств - на 19,0%, серной кислоты – на 29,5%, спирта этилового неденатурированного – на 12,7%.
  • Невзирая на постоянно звучащие заявления о поддержке аграрного машиностроения – оно пока не успело ощутить на себе эту заботу: производство тракторов для сельского хозяйства сократилось на 15,1%, дисковых борон – на 5,2%. При этом увеличение выпуска плугов на 114,3% и сеялок на 24,9% - почему-то не вызывает радости: к чему (или скорее – к кому) их цеплять, если парк тракторов уже крайне изношен, в работоспособном состоянии их остается все меньше, а выпуск новых – просто смешон (293 штуки за январь, тогда как еще четверть века назад один только Харьковский тракторный завод производил их в количестве более 8500 в месяц), а объемы выпуска продолжают сокращаться…
  • В коматозном состоянии находится автомобильная промышленность, состоящая пока еще из 8 автозаводов. Из позитивов – «семикратный» рост производства автобусов (примерно 1,13 штуки в день, или 35 в месяц против 5 в январе прошлого года). Все 300 легковых автомобилей произвел закарпатский «Еврокар» (для сравнения – с конвейеров Volkswagen каждые сутки сходит 28,2 тысячи автомобилей, Toyota – 27,8 тысяч). Бывший лидер отрасли – «АвтоЗАЗ» не собрал ни одного легкового автомобиля. Ни одной единицы продукции не произвела корпорация «Богдан», Бориспольский и Черниговский автозаводы.
  • На трех авиазаводах страны – продолжается прошлогоднее затишье и застой (что уже не удивляет – в прошлом году общими усилиями выпустили один демонстрационный образец Ан-132, однако и это достижение было бы невозможно, если бы не финансы заказчика – Саудовской Аравии). Разрабатывать новые модели самолетов, похоже, также не планируют: многолетний легендарный главный конструктор «Антонова» Д.Кива уволен и уехал вместе с группой коллег создавать авиастроительную отрасль Азербайджана, а сама должность «генеральный конструктор» - ликвидирована (видимо, за ненадобностью)…
  • В легкой промышленности – зафиксировано сокращение производства шерстяной пряжи на 33,4%, одеял и пледов – на 13,1%, костюмов, пиджаков, юбок, брюк, комбинезонов женских – на 8,8%, платьев – на 5,1%, колгот – на 11,3%, свитеров, пуловеров и жилетов – на 19,3%.
  • Хватает проблем в подотрасли стройматериалов: добыча известняка и известнякового камня (для изготовления цемента и извести) уменьшилось на 28,9%, производство огнеупоров сократилось на 5,8%, керамики – на 9,6%, стекла – на 1,2%. Производство ДСП сократилось на 1,2%, фанеры и фанерных панелей – на 7,7%, обоев – на 21,6%.
  • Падение продолжается в электронной и электромеханической отрасли. По сравнению с январем прошлого года на 37,8% сократилось производство радиологического, электромедицинского и электротерапевтического оборудования (на фоне катастрофического уровня обеспечения отечественного здравоохранения медицинской техникой), на 2,3% - генераторов, электродвигателей, электрораспределительной и контрольно-измерительной аппаратуры, на 4,3% - электродвигателей, генераторов и трансформаторов, на 53,5% - электрического осветительного оборудования, на 10,2% - бытовых приборов, на 31% - прочего электрического оборудования, на 32,2% - стиральных машин, на 20% - насосов…

Речь не идет о какой-то новой, трудоемкой, технологически неподъемной в условиях кризиса промышленной продукции – мы теряем объемы производства того, что выпускалось всего 12 месяцев назад, а его реализация давала людям рабочие места, а бюджету – налоговые поступления!

Далеко не радужная ситуация в сельском хозяйстве: в январе 2017 года зафиксировано падение на 2,4%. С одной стороны – это вроде немного, но в январе 2016 и 2015 года также были зафиксированы сокращения объемов производства – на 2,5% и 2,4% соответственно. Это результаты непродуманных экспериментов по сужению (с января 2016 года) и полному отказу (с января 2017) от спецрежима по НДС для аграриев. Еще год назад на отрасль с/х производства смотрели, как на один из немногих уверенных локомотивов роста – и она не подводила: в очередной раз установила рекорд по сбору и экспорту зерновых, увеличила свою долю в отечественном экспорте до 42% (подтвердив слова бывшего посла США в Украине, предрекшей стране статус «будущей аграрной супердержавы). Сами же аграрии к своим перспективам относятся критичнее – они предрекают, что, лишившись значительных финансовых ресурсов (от 15 до 20 млрд. грн. оборотных средств в результате налоговых изъятий) уже в ближайшее время отрасль начнет ускорять темпы падения, и из точки роста превратиться в зону стагнации…

В январе 2017 года аграрии продолжили вырезать абсолютно все виды домашнего скота: поголовье коров сократилось на 2,8%, свиней – на 7,1%, овец и коз – на 0,5%, птицы – на 1,9%.

Тяжелой остается ситуация в транспортной отрасли.

Железнодорожный транспорт дал рост преимущественно благодаря трем позициям – стройматериалам (перевозки выросли в 2,4 раза), лому черных металлов (+79,5%) и зерну / продуктам перемола (+77,8%). На последней позицией вряд ли удастся выезжать долго – рекордный урожай и рекордный экспорт зерновых уже через пару месяцев останется в прошлом. Увеличение перевоза лома черных металлов – это результат медленной раскупорки коллапса с вагонами последних месяцев 2016 года, когда многие из заявок остались неудовлетворенными (только по металлургической отрасли из-за перебоев в сфере грузовых железнодорожных перевозок и поставок металлопродукции на металлургические заводы госбюджет не досчитался в 2016 году почти 1,8 млрд дол. США потенциальных поступлений). Обращает на себя внимание сокращение перевозок лесных грузов (на 40,6%), химических и минеральных удобрений (на 13,4% - тревожный сигнал для аграриев в свете предстоящей посевной), каменного угля (на 4,4%), кокса (на 0,7% - но все еще впереди в связи с начавшейся в феврале блокадой ОРДЛО).

В январе Украина полностью прекратила транзит аммиака – из-за отказа ПАО «Тольяттиазот» подписать дополнительное соглашение к действующему договору, по которому по инициативе «Укртрансхимаммиака» тариф повышался на 1,33 дол. США.

Пока выручает транзит газа – но и он в зоне риска из-за нескрываемого желания российской газовой монополии поскорее сократить свое присутствие в украинской трубопроводной системе.

Хоть водный транспорт и не играет уже практически никакой роли в транспортной отрасли – но он продолжает катастрофически падать даже по сравнению с парой крайне неудачных предыдущих лет. Грузооборот по сравнению с январем 2016 года на нем сократился на 33,4%, объемы перевозки грузов – на 33,9%, а за два последний года – на 61,2% и 52,9%. Украина продолжает усиливать зависимость от зарубежных водных перевозок – в январе на них пришлось 98,3% от общего объема, в то время как внутренние составили всего 1,7%. Это и неудивительно – по сравнению с 1980 годом длина речных судоходных путей общего пользования сократилась более чем в 3 раза (с 4910 км до 1560 км), а интенсивность использования Днепра как пути доставки грузов – в 15 раз меньше, чем к примеру на Дунае!

Только в очень крупном приближении можно порадоваться за результаты работы строительной отрасли. Проблемных мест и реального падения в этом секторе остается более чем достаточно:

  • На 67% сократилось строительство жилых объектов в Черкасской области, на 41,5% - в Ивано-Франковской, на 29,9% - в Винницкой, на 29,3% - в Хмельницкой, на 28,3% - в Донецкой (требующей особого внимания в части восстановления жилья, пострадавшего в ходе АТО!), на 17,8% - в Волынской, на 16,7% - в Сумской областях.
  • По части строительства нежилых объектов провальные результаты продемонстрировали Винницкая (-48,1%), Херсонская (-40,5%), Черновицкая и Тернопольская (-32,9%), Донецкая (-25,0%), Ровенская (-20,7%), Николаевская (-12,3%) области.
  • На 78,3% сократились объемы строительства объектов инженерной инфраструктуры в Николаевской области, на 65,5% - в Волынской, на 53,5% - в Черкасской, на 45,3% - Тернопольской, на 43,0% - Киевской, на 24,3% - во Львовской, на 13,7% - в Сумской областях.

При таких результатах – неудивительно, что всего за один только январь месяц задолженность по заработной плате выросла сразу на 6,5%, превысив 1,9 миллиарда гривен! По отдельным отраслям темпы роста вообще катастрофичны: в электромашиностроении +70,1% по сравнению с долгами на 1 января, металлургии +48,6%, сельском, лесном и рыбном хозяйстве +35,2%, энергетике +31,1%, коксохиме +19,5%, химпроме +13,4%, углепроме +12,8%, образовании +10,5%, здравоохранении +9,0%.

При этом работающие в основной массе так и не ощутили пока широко распиаренный эффект «зарплаты-3200». Даже Госстат был вынужден признать: по сравнению с декабрем 2016 года январская зарплата уменьшилась на 7,2%. Их оправдания, что это традиционно происходит из за выплат в конце года одноразовых выплат в виде «выслуги лет, компенсационных выплат за неиспользованный отпуск» не выдерживает никакой критики (первое относится преимущественно к госслужащим, но и эта выплата, и компенсации за неиспользованный отпуск выплачивается не в декабре, а равномерно по году – в зависимости от того, когда человек трудоустроился или достиг определенного стажа). Да и информация о том, что по сравнению с январем 2016 года реальные зарплаты выросли на 21,4% - мало кого радует: по сравнению с январем 2013 года размер реальных зарплат остается на 18,4% меньшим…

Выводы

  1. Победные реляции правительства об успешном для экономики старте в 2017 году – не более чем манипулирование статистикой и использование удобной низкой базы сравнения.
  2. Практически во всех секторах и отраслях остается множество проблем, благодаря которым не только не удалось восстановить рост, а наоборот – продолжается падение физических объемов производства, нередко достигая катастрофических размеров. По экспортно-ориентированным отраслям, ситуацию спасает относительно неплохая внешняя конъюнктура (напр., в январе 2017 г. цена на стальную заготовку с отгрузкой на условиях FOB Черное море была на 60% выше, чем в аналогичный месяц прошлого года, цена на железную руда в Китае – почти в 2 раза и т.д.) Однако это вряд ли свидетельство устойчивого восстановления производства.
  3. Глубину и масштабы непреодоленного кризиса хорошо чувствуют на себе все население страны – через миллиардные долги по зарплате, нескорое возвращение ее реального размера хотя бы по состоянию на начало 2013 года, стоящие или работающие на часть мощности предприятия, продолжающийся рост цен на все и вся…