Госстат обнародовал информацию о том, что уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг составил только 62,6% в январе 2017 г. Только за январь задолженность населения за услуги ЖКХ увеличилась на рекордные 5,5 млрд грн. Общая сумма задолженности за ЖКХ, включая задолженность за электроэнергию на конец года, взлетела до астрономических 29,0 млрд грн.

Уровень платежной дисциплины населения в январе фактически не изменился в сравнении с предыдущими месяцами – октябрем (56,7%), ноябрем (64,6%), и декабрем (63,8%) – и пребывает на угрожающе низком уровне с начала отопительного сезона. В 2015 г., до очередного грабительского повышения тарифов на газ и тепло нынешним правительством, уровень оплаты составлял 95,4%. Несоответствие новых тарифов реальным доходам населения, наряду с непрозрачным формированием счетов теплокоммунэнерго, являются основными причинами резкого ухудшения платежной дисциплины в этом отопительном сезоне:

  • Отправная точка в неплатежах – это неподъёмные тарифы. Тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение были повышены вдвое в июле 2016 г. Также в этом отопительном сезоне правительство отменило льготную цену на газ 3600 грн. за тыс. м. куб. при потреблении до 1200 кубометров в отопительный сезон), а цена на электроэнергию за последний год выросла на 63%.
  • Рост задолженности в январе составил 5,5 млрд грн, а общая сумма задолженности населения за услуги ЖКХ достигла астрономических 29 млрд грн:
    • Значительная часть населения приняла решение не платить за газ и тепло, тем более что начисление пени за просроченную оплату услуг ЖКХ запрещено законодательством.
    • Другая часть отказалась платить по выставленным ТКЭ платежкам, в которых последние попытались переложить на плечи потребителя всю свою бесхозяйственность и неэффективность.
    • Рост задолженности населения за услуги ЖКХ прогнозируемо ускорился в самом холодном месяце отопительного сезона – январе, когда вырос размер платежки. Если средний размер платежки одного домохозяйства до начала отопительного сезона составлял 526 грн, то уже в декабре он вырос до 1557 грн, а январе составил 1808 грн, что превышает установленный Кабмином прожиточный минимум для трудоспособного населения (!). В связи с этим возникает вопрос – как Кабмин рассчитывает этот минимум, если с него даже нельзя заплатить коммуналку?
  • Оплата населением услуг ЖКХ очень сильно варьируется по регионам. По итогам января наиболее высокий уровень оплаты был зафиксирован в Хмельницкой обл.(82%), г. Киеве (80%) и Полтавской обл. (74%), что очень далеко до практически 100% уровня оплаты, которая была до повышения тарифов этой властью. Самый низкий уровень оплаты был зафиксирован в Луганской (39%), Закарпатской (43%), и Тернопольской (45%) областях.

Даже видя всю несостоятельность нынешней тарифной политики, власть не намерена отказываться от дальнейшего повышения тарифов. В январе 40,7% домохозяйств получали жк-субсидию из-за невозможности самостоятельно оплачивать жилищные услуги. Но НКРЭКУ приняла решение о повышении с февраля тарифов на водоснабжение и водоотвод на 9-37%. В марте НКРЭКУ повысила тарифы на электроэнергию на 26-30%. После этого повышения ожидалось, что средневзвешенный тариф для населения достигнет экономически обоснованного, по мнению НКРЭКУ, на февраль 2015 г. уровня – 123 коп. за кВтч и после этого уже повышений на электроэнергию не будет. Но сейчас НКРЭКУ заявляет о росте «рыночной» цены на электроэнергию для всех потребителей и необходимости дальнейшего повышения тарифов для населения еще на 88% (до 2,31 грн за кВтч) и после марта 2017 г.

Рост тарифов на электроэнергию на 26-30%, приведет к росту платежей для среднего домохозяйства с газовой плитой до 174 грн. в месяц (потребление 150 кВтч) и 342 грн. в месяц для среднего домохозяйства с электроплитой (потребление 250 кВтч). В случае решения продолжить повышение тарифов для населения до предлагаемого НКРЭКУ 231 коп за кВтч, цены для домохозяйств с потреблением до 100 кВтч вырастут до 169 коп. за кВтч, а свыше этого порога 316 коп. за кВтч. Ежемесячные платежи средних домохозяйств с газовой и электроплитой за электроэнергию составят соответственно 327 и 643 грн.

То, что новые драконовские тарифы на коммунальные услуги неподъемны для населения было очевидно сразу после их одобрения правительством и НКРЭКУ. ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОК еще осенью вносил предложения в бюджет о снижении тарифов на газ и отопление для населения в 2 раза до экономического обоснованного уровня, а освободившиеся средства предлагал перенаправить на повышение энергоэффективности населения. Наши предложения в очередной раз были проигнорированы действующей властью.

Выводы

Долги по ЖКХ продолжают стремительно расти, грозя отправить большую часть предприятий отрасли в процедуру банкротства. Граждане все меньше способны оплачивать стремительно дорожающие коммунальные услуги, а государство не в состоянии предложить ни адекватную тарифную политику, ни действенную систему социальной поддержки населения.