Госстат обнародовал информацию о том, что уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг составил 88,8% в феврале 2017 г. Средние начисления за услуги ЖКХ в феврале составили 1463 грн, что превышает установленный Кабмином минимальный прожиточный минимум. Задолженность населения за услуги ЖКХ с начала года (без учета электроэнергии) увеличилась на рекордные 6,5 млрд грн. Общая сумма задолженности по оплате услуг ЖКХ, включая задолженность за электроэнергию, на конец февраля достигла 29,5 млрд грн.

Уровень платежной дисциплины населения за первые 2 месяца 2017 г. составил 73,8%. В 2015 г., до очередного грабительского повышения тарифов на газ и тепло нынешним правительством, уровень оплаты составлял 95,4%. Несоответствие новых тарифов реальным доходам населения, наряду с непрозрачным формированием счетов теплокоммунэнерго, являются основными причинами резкого ухудшения платежной дисциплины в завершающемся отопительном сезоне.

Рост задолженности с начала 2017 г. составил 6,3 млрд грн, а общая сумма задолженности населения за услуги ЖКХ достигла астрономических 29,5 млрд грн:

  • Значительная часть населения приняла решение не платить за газ и тепло по грабительским тарифам, тем более что начисление пени за просроченную оплату ЖК-услуг запрещено законодательством.
  • Другая часть отказалась платить по выставленным ТКЭ платежкам, в которых последние попытались переложить на плечи потребителя всю свою бесхозяйственность и неэффективность.
  • Темпы роста задолженности населения за услуги ЖКХ прогнозируемо уменьшился в феврале вместе с уменьшением размера платежки, в сравнении с гораздо более холодным январем. Если средний размер платежки одного домохозяйства в январе составил 1808 грн, то в феврале платежка уменьшилась до 1463 грн, что тем не менее превышает установленный Кабмином прожиточный минимум для трудоспособного населения. В связи с этим возникает вопрос – как Кабмин рассчитывает этот минимум, если с него даже нельзя заплатить коммуналку?

Оплата населением услуг ЖКХ очень сильно варьируется по регионам. За первые 2 месяца 2017 г. наиболее высокий уровень оплаты был зафиксирован в Хмельницкой обл.(89,7%), Черниговской (88,8%) и Ивано-Франковской обл (88,1%), что очень далеко до 100% уровня оплаты, которая была до повышения тарифов этой властью. Самый низкий уровень оплаты был зафиксирован в Луганской (47,2%), Харьковской (61,0%), и Кировоградской (62,7%) областях.

В феврале 42,3% домохозяйств получали жк-субсидию из-за невозможности самостоятельно оплачивать жилищные услуги. Даже видя всю несостоятельность нынешней тарифной политики, власть не намерена отказываться от дальнейшего повышения тарифов:

  • В феврале былиповышены тарифы на водоснабжение и водоотвод на 9-37%.
  • В марте НКРЭКУ повысила тарифы на электроэнергию на 26-30%.
  • В рамках нового меморандума с МВФ, власти взяли обязательство автоматически раз в полгода пересматривать тарифы на газ и центральное отопление в случае их отклонения на 10% и более процентов от уровня себестоимости, рассчитанного на основе паритета с импортной ценой газа. Это приведет к дальнейшему росту тарифов уже с 1 октября этого года.Исходя из цены импортного газа и обменного курса, конечная цена газа для населения вырастет с нынешних 6879 грн. до приблизительно 10 тыс. грн. за тыс. м. куб, а тарифы на центральное отопление вырастут дополнительно минимум на 30%. Тарифы будут увеличиваться автоматически при росте импортной цены и девальвации гривни.

То, что новые драконовские тарифы на коммунальные услуги неподъемны для населения, было очевидно сразу после их одобрения правительством и НКРЭКУ.[1] ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОК еще осенью 2016 г. вносил в бюджет предложения о снижении тарифов на газ и отопление для населения в 2 раза до экономического обоснованного уровня, а освободившиеся средства предлагал перенаправить на повышение энергоэффективности населения. Наши предложения в очередной раз были проигнорированы действующей властью.

Выводы

Долги по ЖКХ продолжают стремительно расти, грозя отправить большую часть предприятий отрасли в процедуру банкротства. Граждане все меньше способны оплачивать стремительно дорожающие коммунальные услуги, а государство не в состоянии предложить ни адекватную тарифную политику, ни действенную систему социальной поддержки населения.

[1]Тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение были повышены вдвое в июле 2016 г. Также в том отопительном сезоне правительство отменило льготную цену на газ 3600 грн. за тыс. м3 при потреблении до 1200 кубометров в отопительный сезон), цена на электроэнергию за год выросла в 2 раза .