27 декабря Президент П.Порошенко подписал закон о Госбюджете на 2017 г., а также внесенные изменения в Бюджетный кодекс (по усовершенствованию составления и исполнения бюджетов), тексты которых размещены на сайте ВР. Подписан и закон про внесение изменений в некоторые законы Украины (из бюджетного пакета), но его текста пока нет. Вместе с тем, только 28 декабря спикером ВР А.Парубием завизирован и направлен на подпись Президента законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 год – ключевой бюджетообразующий документ, который пока не подписан…

ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОК последовательно не голосовал за закон о бюджете на 2017 г.: ни тогда, когда он рассматривался в первом, втором чтении, ни при финальном голосовании ночью 21 декабря. Принятие основного финансового документа, по традиции, было непрозрачным и с нарушениями регламента Мы стали свидетелями циничного и постоянного игнорирования Регламента и бюджетных процедур, срыва всех мыслимых и немыслимых сроков (по Регламенту бюджет должен приниматься не позднее 1 декабря), кулуарных договорняков, давления со стороны власти, шантажа срывом программы сотрудничества с МВФ. Не было профессиональной дискуссии о бюджетной поддержке экономического роста и развития отраслей экономики, увеличения уровня социальной защиты граждан, укрепления регионов. Была банальная раздача бюджетных средств в обмен на голоса.

Основные направления критики:

  1. Нереальный макропрогноз + нереальные доходы = риски в финансировании социально-экономического развития

Между 2-м чтением и финальным голосованием за бюджет основные параметры бюджета, за исключением доходов и расходов бюджета, и макропрогноз не изменились:

  • Доходы – 731,0 млрд. грн.
  • Расходы – 800,0 млрд. грн.
  • Предельный дефицит – 77,5 млрд. грн. (3% ВВП)
  • Общий госдолг – 2296 млрд. грн. (88,8% ВВП)
  • Рост ВВП +3%
  • Инфляция – 8,1%.
  • Среднегодовой курс – 27,4 грн/дол.

Уже сегодня видно, что макропрогноз нереалистичный:

  • По оценкам авторитетных инвестбанков (напр. Goldman Sachs) курс на конец 2017 г. будет 30 грн/дол. При этом власть сама не верит в свои же прогнозы – в правительственном законе о внесении изменений в бюджет Минфин прогнозирует, что курс будет 27,5грн/дол. уже на конец 2016 г. Как он тогда может быть 27,4 грн/дол. в среднем за 2017 г. У нас гривня будет укрепляться?
  • Большие темпы девальвации означают большие темпы инфляции. Помимо девальвации, на рост цен будут влиять двукратное повышение мзп, выпуск ОВГЗ под Приват, галопирующий рост цен производителей (+31,5% в ноябре 2016 г.). Все это не учтено в правительственном прогнозе инфляции 8,1%. В 2017 г. цены вырастут минимум на 12%.
  • Госдолг, а значит и расходы на его обслуживание, занижены, так как не учитывают выпуск ОВГЗ на национализацию «Привата» и более высокий обменный курс.
  • Дефицит бюджета занижен, как из-за нереалистичных источников его финансирования (напр., 17,1 млрд. грн., которые власти уже третий год безуспешно пытаются выжать из приватизации), так и нереалистичных источников доходов (закладываются доходы от спецконфискации 11,6 млрд. грн. под которые как не было, так и нет закона).
  • Есть большие сомнения относительно реалистичности доходной части бюджета:
    • Налог на прибыль предприятий должен вырасти по сравнению с 2016 годом сразу на 19,3% (при заложенном завышенном росте экономики всего на 3% и инфляции 8%). В следующем году прибыль априори будет меньшей, поскольку затраты увеличатся как минимум на увеличение себестоимости из-за повышения минимальных зарплат и тарифной сетки, а также уплаты дополнительного ЕСВ на «дельту» роста зарплаты, а значит часть прибыльных сегодня бизнесов может стать убыточными.
    • Акциз от импортируемых в Украину товаров должен принести бюджету на 43,1% больше, чем в 2016 году. Импорт в 2016 году (как и в 2014-2015 гг.) продолжал падать, дальнейшая девальвация гривны будет сдерживать его рост в 2017 г., поэтому такие поступления можно обеспечить только дальнейшей заметной девальвацией гривны.
    • На 18,4% должны увеличиться поступления в бюджет части прибыли НБУ. Она запланирована в размере 45 млрд. грн. (хотя НБУ заявило, что сможет перечислить только 31 млрд грн.). Заработать столько, сколько хочет Правительство, можно будет только на спекулятивных сделках на валютном рынке, «качая курс гривни» и дестабилизируя межбанк, либо играясь на ОВГЗ, размер портфеля которых в собственности НБУ достиг катастрофически больших размеров.
    • На 32% должны увеличится поступления по админсбору за госрегистрацию субъектов хозяйствования – юрлиц и ФОПов. Авторы бюджета в упор не хотят видеть, что после принятия «зарплаты-3200» и обязательного минимума уплаты МСБ-шниками вне зависимости от того, ведут ли они хозяйственную деятельность или нет – идет процесс не создания новых, а массовых ликвидаций существующих бизнесов (к примеру, в одном только г. Харькове ежедневно подают заявки на ликвидацию 400 МСБ).
    • На 160,2% должны вырасти доходы от аренды госимущества. Нет абсолютно никаких оснований для такого оптимизма. Если государство поднимет настолько ставки аренды – у него просто перестанут арендовать. Прозвучавшая идея про новый ВИП-объект для аренды – Одесский припортовый завод – он мало кого-то заинтересует, поскольку при нынешней экономике его работа принесет потенциальному арендатору не прибыль, а сотни миллионов гривен долгов. Остается допустить, что власть планирует зарабатывать на аренде, сдавая в нее национализируемые объекты, находившиеся или находящиеся сейчас в частной собственности (например, имущество «добровольно переданного» в госсобственность «Приватбанка»).
  • Куда более близки к реализации прогнозы Правительства о сокращении части доходов, только сам размер сокращения может быть еще больше, вызвав тем самым дополнительную дыру в бюджете.
    • Символично, что в 2017 году на 67,7% сократятся поступления по программам международной помощи от Евросоюза, международных организаций, донорских учреждений. Следует признать, что иностранные партнеры начинают уставать от Украины, которая уже три года воодушевленно рассказывает об успехах реформ, о невиданном уровне борьбы с коррупцией и самой мощной институциональной рамке для этого, о выходе из кризиса и росте экономики, о планах по масштабной модернизации. Они видят, что на самом деле ничего этого не происходит, все реформы – либо провалены, либо существуют только на бумаге, что коррупция уверенно одерживает вверх над новой и старой антикорр-рамкой, что Украина толком не может распорядится выделяемыми донорами средствами, что часть из них бесполезно и безрезультатно растворяется (нередко оседая через непрозрачные тендеры в теневом секторе экономики, в котором пребывает более трети – а по другим оценкам – больше половины ВВП). В силу этого отток средств может только усилится – яркий пример тому: недавний непрогнозированный отзыв Всемирным банком более 220 млн дол. США, которые ранее были выделены «Укравтодору» с дипломатичной, но предельной ясной формулировкой «так будет лучше для всех».
    • Большим, чем -32,5%, может быть и отток средств денег в валюте за регистрацию иностранных представительств субъектов хозяйствования в Украине. Крайне неблагоприятный бизнес-климат (по достоинству оцененный на этой неделе в рейтинге Forbes», см. новость ниже) и массовое рейдерство, под которое все чаще попадают уже и крупные иностранные инвесторы (как, напр., глобальная компания по производству бытовой техники «Redmond»[1]), делают бессмысленными и ведение бизнеса в стране, и регистрацию в ней своих представительств.

Нереальный макропрогноз означает, что бюджет не будет выполнен. Значительная часть социальных программ и капитальных трансфертов регионам по итогам года может быть не профинансирована либо включиться печатный станок НБУ.

  1. Бюджет социального геноцида.

Проект бюджет с самого начала был ассоциальным, но в окончательном виде его ассоциальность только увеличилась.

  • Лишь под жестким прессингом оппозиции была повышена минимальная зарплата.
  • Однако в бюджете по-прежнему нет адекватного повышения минимальных пенсий. За его бортом остались порядка 11 млн. пенсионеров (90%), получающих сегодня пенсию ниже официальной потребительской корзины (3 200 грн., не официальная, по расчетам экспертов = минимум 4,5-5 тыс. грн.).
  • Вместо того чтобы увеличить реальные пенсии и социальные стандарты, власть вначале при попустительстве НБУ два года смотрела сквозь пальцы как к неплатёжеспособности шел крупнейший банк страны («Приват»), а затем заставила каждого украинца заплатить минимум по 3,5 тыс. грн. за национализацию «Привата».
  • Правительство на 1,2% по сравнению с 2016 г. сократило объем средств, направляемых Пенсионному фонду на финансовое обеспечение выплаты пенсий, надбавок и доплат к ним (141 млрд грн., в 2016 г. – 145 млрд. грн.). По мнению чиновников, эти средства должны заместиться за счет дополнительного объема поступлений по ЕСВ в результате повышения мзп и детенизации выплаты зарплат. Но есть риск, что из-за недоверия к власти этого не произойдет (как не произошло и во время прошлогоднего снижения ЕСВ в 1,9 раза), и Пенсионный фонд может столкнуться с проблемой невыплаты пенсий.
  • Рост остальных социальных стандартов, привязанных к прожиточному минимуму (+10%), занижен и будет съеден инфляцией (прогнозная инфляция составит минимум 12% при официальной 8,1%)
  • Государство отказалось или снизило финансирование целого ряда социальных статей:
    • Отменены разовая выплата матерям-Героиням, инвалидам, неработающим малообеспеченным гражданам (50,5 млн. грн.), финансирования протезирования ветеранов АТО (150 млн. грн.), обеспечение АТО-шников, ставших инвалидами, жильем (63,9 млн. грн.).
    • На уровне 2016 г., т.е. как минимум на 12% меньше в реальном измерении будет направлено на социальную защиту чернобыльцев (1919,7 млн. грн.), на финансовую поддержку ветеранских и инвалидских организаций (81,1 млн. грн.), на компенсацию работодателям части ЕСВ, связанных с созданием новых рабочих мест по закону о стимулировании занятости (1,4 млн. грн.).
    • На 30,2% уменьшены объемы выплат материальной помощи лицам, увольняющимся с военной службы (40,9 против 58,7 млн. грн. в 2016 году).
    • По сравнению с 2016 году реальные объемы финансирования (с учетом инфляции) субвенции на создание надлежащих жилищных условий семьям погибших и инвалидам – участникам боевых действий в зоне АТО (329,8 млн. грн.) – уменьшаться на 2%, компенсации процентной ставки по программам молодежного жилищного кредитования (61,4 млн. грн.) – на 11%, удешевления стоимости ипотечных кредитов по программам «доступного жилья» (81,1 млн. грн.) - на 9,6%.
    • На 41,4% меньше будет направлено на расселение депортированных крымских татар (35,3 млн. грн. против 60,3 млн. грн. в 2016 г.)
  1. Непомерный рост расходов на чиновников и силовиков

Затраты на бюрократический аппарат росли не только по сравнению с 2016 годом, но даже в процессе каждого голосования.

  • Статья «Обеспечение законодательной деятельности» и «Обслуживание, орг-и материальное обеспечение работы ВР», предусматривающая финансирование Аппарата ВР, выросла по сравнению с 2016 годом на 17% (с 914,4 до 1068,9 млн. грн.).
  • Расходы на содержание Президента, АПУ и ДУС увеличились по сравнению с 2016 годом на 53,1% и превысили 2 миллиарда гривен (2096,4 млн. грн. против 1369,6 млн. грн. в 2016 г.) !!! На 57%, в сравнении с 2016 г. выросли суммы на содержание президентских заповедников, которые обойдется налогоплательщикам в более чем 55 млн. грн. Содержание «Феофании», обслуживающей ВИП-пациентов, увеличится на 49% (с 431 до 643 млн. грн.). Вдвое (со 100 до 200 млн. грн.) увеличилась вечная статья «Реконструкция и приспособление Мариинского дворца» – стройки, ведущейся уже второе десятилетие. На 216,7% увеличится содержание около-президентского ансамбля "Киевские солисты ", "Мистецького арсенала", "Официальный вестник Президента Украины" (с 16,4 до 51,1 млн. грн.).
  • Значительно увеличено финансирование судов: Государственная судебная администрация, которая обеспечивает работу судов, получит прибавку в финансировании в размере +62,5% (8632,2 против 5313,2 млн грн. в 2016 году), Конституционный Суд - +73,4% (173,2 против 99,9 млн грн.), а Верховный Суд – целых +850,6% (1012,9 против 106,6 млн грн.)
  • При копеечном увеличении расходов на большинство социальных статей государство не жалеет средств на орган-фантом. В 2016 г. на Госагентство по электронному правительству потрачено 5 млн грн., в бюджете-2017 его финансирование увеличено до 249 млн. грн. Органу, результатов деятельности еще никто в глаза не видел, всего за год финансирование увеличено НА 4879%!!!
  • Бюджетом-2017 чиновники в очередной раз продемонстрировали беспримерную наглость и жадность – расходы на управленческий аппарат выросли значительно высшими темпами, чем должна вырасти экономика (всего на 3%), и чем предусмотрено финансирование основных направлений работы соответствующих министерств и ведомств, а увеличение расходов происходило крайне неравномерными темпами (в разных органах, поэтому оправдания в виде ссылок на новый закон о госслужбе, предусматривающий повышение зарплат, не выдерживают никакой критики):
    • На 114% увеличено финансирование центрального аппарата Министерства финансов – автор бюджета не обделил себя при составлении главного финансового документа страны.
    • Финансирование Минобразования и науки вырастет на 23,9%, но на центральный аппарат будет выделено на 65,1% средств больше, чем в 2016 году, а на стипендии и гранты в сфере науки, образования и творчества – на 1,3% меньше, на подготовку кадров в ВУЗах I-II уровня аккредитации – на 7% меньше.
    • Госводхоз получит в 2017 году на 25,6% больше, но финансирование чиновничьего аппарата увеличится на 77%, в то время как работ госзаказа по развитию водного хозяйства – всего на 16%, а финансирование реконструкции гидротехнических защитных сооружений планируют сократить на 32,4%.
    • На 1374% увеличены расходы на Госагентство инфраструктурных проектов (со 136,7 до 2014,8 тыс. грн.). Новое правительство с непонятными целями решило не только продлить жизнь ликвидируемого с 2014 года бывшего Нацагентства по подготовке к Евро-2012, но и сменить его название на более актуальное, и в разы увеличить финансирование на цели подготовки неких «инвестиционных проектов», ни один из которых пока не представлен общественности.
    • Содержание аппарата Министерства временно оккупированных территорий и ВПЛ - увеличится на 138% (25 млн. грн.), и все эти средства будет потрачены на содержание центрального аппарата этого ведомства-фантома (у него нет ни одной бюджетной программы, а функциями восстановления Донбасса и переселенцев занимаются Минрегион и Минсоцполитики)
    • На 134,4% увеличено финансирование Госрыбагентства,в т.ч. на 134,4% - на содержание аппарата, в то время как на реализацию госзаказа в сфере рыбного хозяйства – всего на 16,6%

Увеличиваются милитарные расходы и средства на карательно-репрессивный аппарат.

  • Украина получит рекордные почти 130 млрд. грн. на оборону и нацбезопасность. На развитие вооружения и военной техники Вооруженных Сил Украины направляется 6471,2 млн грн. – на 40,5% больше, чем в уходящем году (4607,3 млн. грн.), но они скорее всего будут разворованы. В «Укроборонпроме» - крайне высокий уровень коррупции, оборонный заказ в 2016 году выполнен всего на 40%, мощности загружены на 25-30%! Куда деваются средства?
  • 6497,8 млн. грн. получит Служба безопасности (+14,4%). В 2016 году на нее было выделено 5548 млн. грн., прирост финансирования за год – почти миллиард гривен!
  • На 51,7% больше по сравнению с 2016 годом получит Генпрокуратура (5015,9 млн грн. против 3306,7 млн грн. в 2016 г.), на 10,7% - Национальная гвардия (бывшие внутренние войска, 9984 млн грн. против 9021,9 млн грн.). Вместе – это в 2,5 раза больше, чем на все статьи поддержки аграрного сектора.
  • 16660,7 млн грн. будет выделено на содержание стремительно теряющей авторитет и неспособной противостоять росту преступности Национальной полиции. Это на полмиллиарда больше всех бюджетных программ Минздрава.
  • На 10,1% вырастут по сравнению с 2016 годом расходы на пенитенциарную систему (3584 млн грн. против 3254 млн грн.). Власть явно прогнозирует социальные и политические протестные бунты, и соответствующе укрепляет систему исполнения наказаний. Символичными выглядят три новые, появившиеся ко второму чтению бюджетные программы – «Реконструкция режимного корпуса для осужденных на пожизненное заключение в Полтавской тюрьме, строительство следственного изолятора в Киевской области и завершение реконструкции лечебного корпуса при Голопристанской тюрьме. На эти инвестиционные проекты Правительство собирается выделить 37 млн грн. В целом – на тюрьмы выделяется больше, чем на всю научную деятельность Национальной академии наук.
  • Государство продолжит финансировать отдельные статьи, которые уже обросли ореолом коррупции. Еще 200 млн грн. будет передано Госпогранслужбе на т.н. проект «Стена», способный сдержать миграцию через границу разве что мелкой живности.
  1. Не содержит стимулов для развития экономики

В ходе доработки бюджета появились отдельные правильные инициативы (вроде запуска Экспортно-кредитного агентства), однако предусмотренные на его уставной фонд 200 млн грн. – не заложены в бюджет-2017, но даже если бы государство и предусмотрело соответствующую статью - выделенные на эти цели мизерные средства не позволяют говорить о каком-либо существенном влиянии на рост экспорта в следующем году. Продолжают сворачиваться проекты развития и поддержки отраслей. Примечательный тренд этого года – перевод финансирования целого ряда статей из общего фонда (как это было в 2016 году) – в специальный фонд, т.е. в негарантированные расходы (есть поступления – деньги выделяются, нет поступлений – нет и расходов).

  • В окончательной редакции стало понятно, что Госфонд регионального развития оказался значительно меньшим, чем обещанные при подаче бюджета Премьером 8 млрд. грн. На самом деле ГФРР составит всего 3,5 млрд. грн., из которых 2,5 млрд. – из ненадежного специального фонда бюджета (привязанного к поступлениям от спецконфискации, т.е. это сомнительные доходы, которые, как показала практика 2014-2016 гг., могут и не поступить.). Таким образом, реальных средств на проекты развития может вообще не остаться! В 2016 году все 3 млрд. грн. были заложены в общий фонд бюджета. Напомним ОБ предлагал увеличить бюджет Государственного фонда регионального (ГФР) развития с 8 до 12 млрд грн. (+4 млрд грн. по общему фонду бюджета).
  • Финансирование Программы реформирования и развития энергетического сектора хоть и увеличивается чисто номинально на 329% (с 5,8 до 24,8 млн грн.), но в отличие от 2016 года она вся будет финансироваться исключительно из спецфонда.
  • На 87% сокращается финансирование госпрограмм и госзаказов на предприятиях ракетно-космической отрасли, в т.ч. Общенациональной целевой научно-технической программы. На 10,3% с учетом инфляции сократится освоение новых оборонных технологий на предприятиях ракетно-космической индустрии (941,2 млн грн.).
  • На 2018 год отложен вопрос создания Дорожного фонда, и единственная причина такого решения – «сложная бюджетная ситуация». Если в 2016 году 6565,9 млн. грн. на развитие и модернизацию автодорог средства выделялись исключительно из гарантированного общего фонда, то в 2017 году 6591,0 млн. грн. заложено исключительно в спецфонд. Мало того, что в реальном измерении это на 12% меньше, чем в провальном 2016 году (когда было отремонтировано всего 816 км. автодорог, т.е. меньше 0,5% от общей их протяженности), то есть риск, что в связи с недопоступлениями в спецфонди дорожные работы вообще вестись не будут (а в планах правительства – вообще скинуть с 2018 года эту ответственность на местные бюджеты).
  • После отмены спецрежима НДС аграрии потеряют в годовом измерении 20-25 млрд грн. оборотных средств. Правительство регулярно заявляет о своей поддержке аграриев (понимая, какой удар будет нанесен по агросектору с 1 января), но смогло изыскать на его поддержку только 5,8 млрд. грн. При голосовании в бюджетную ночь было обещано выделить еще 1079 млн. грн. на финансовую поддержку сельхозтоваропроизводителей. Но источник средств для этого указан абсолютно нереалистичный – эту сумму планируется взять от реализации имущества коррупционеров и спецконфискации, которой как не было, так и не предвидится. Кроме того, правительство одной рукой дает, второй отбирает: пообещав в первом чтении поддержку животноводам на 210 млн грн., в бюджетную ночь ее уменьшили на 40 млн грн., отдав эту сумму рыбакам (при том, что с потерей Крыма мы полностью лишились рыболовного флота).
  • На 22,3% (с 1120 до 870 млн грн.) сокращается господдержка угольной промышленности на покрытие части себестоимости готовой продукции. Правительство приняло решение отказаться от бюджетной программы «пополнение уставного капитала предприятий углепрома».

Под видом якобы поддержки отдельным направлений – скрывается обычная переброска средств с одной статьи на другую (нередко алогичная).

  • На строительство шахты «Нововолынская №10» будет дополнительно пущено 130 млн. грн., которые снимут со статьи «Господдержка угольной промышленности». Они не сильно помогут единственной строящейся шахте (при таком финансировании на ее достройку уйдет десятилетия), при этом работающие шахты сильно почувствуют на себе снижение объемов господдержки (которая в 2013 г. составляла 13 млрд грн.).
  • Сомнительной выглядит операция по переброске 500 млн. грн. из субвенции на формирование инфраструктуры объединенных территориальных общин на субвенцию на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию отдельных территорий. Особой разницы и логики в этом не видно, внятных объяснений – не предоставлено.

Кроме того, вместе с законом о бюджете на 2017 г. принято два налоговых закона (5132, 5368)[2], которые усиливают налоговое и административное давление на бизнес:

Усиливается налоговое давление

  • На малый бизнес:
    • Увеличивается налоговая нагрузка на плательщиков единого налога 2 группы. Для них остается расчет ставки налога в размере 20% минимальной заработной платы. Соответственно налог с 1 января 2017 года вырастет в 2 раза.
    • Физлица-предприниматели на едином налоге, которые не получают доход, с 1 января будут платить единый социальный взнос (сейчас не платят).
    • Обещанные налоговые каникулы останутся для большинства миражом. Предлагаются налоговые каникулы по налогу на прибыль для новосозданных и действующих предприятий малого и среднего бизнеса (доход до 3 млн грн, количество работников 5-20 человек для действующего и 5-50 человек для нового предприятия). Однако условия этих налоговых каникул исключают предприятия, которые занимаются 18 видов деятельности, не распространяются на предприятия, созданные путем реорганизации, приватизации, корпоратизации. Главное (!) налоговые каникулы не представляются предприятиям, у которых размер рассчитанной за КАЖДЫЙ МЕСЯЦ отчетного периода зарплаты КАЖДОМУ (!) из работников меньше, чем две минимальные заработные платы (с 2017 года – 6400 грн).
  • Значительно повышены акцизы (сигареты- на 40%, ликеро-водочные изделия – на 20%, пиво – на 12% и т.д.)
    • С ростом цен на сигареты и алкоголь есть риски тенизации рынка, роста контрафактной продукции, за что в конечном итоге заплатит потребитель из своего кошелька либо своим здоровьем. Напр., в 2017 году рост цены пачки сигарет составит 4-5 грн в зависимости от ценового сегмента. Средняя цена пачки, по данным "Бритиш Американ Тобакко Украина", вырастет до 23 грн.

Усиливает административное давление на бизнес:

  • Средства до 5 млн грн со счета предприятия могут быть списать без решения суда, т.е. возвращается давно забытая практика бесспорного списания на основании решения руководителя налоговой.
  • Увеличивается админ.ответственность бизнеса, сроки выполнения обязательств сжимаются. Предлагается вдвое сократить термин, который дается бизнесу, чтобы дать ответ на запрос налоговой; а по встречным сверкам - вообще втрое. Также устанавливается ряд новых штрафов в части контролированных операций, в части нарушения сроков уплаты налогов и т.д.
  1. Ухудшает положение местных бюджетов

Бюджет на 2017 г. продолжает курс на передачу местным бюджетам не профинансированных полномочий.

  • Из плюсов – хорошо, что учли требование ОБ о включении в бюджет дополнительной субвенции местным бюджетам на компенсацию разницы в тарифах за 2013-2015 гг. (+5 млрд грн.) – ОБ предлагал +7,3 млрд грн., что соответствует реальной задолженности, но и на этом спасибо.
  • Главный риск – дефицит субвенции на оплату субсидий и льгот по ЖКХ может достигнуть 50 млрд грн. В бюджете запланировано – 47 млрд грн., реальная потребность в субсидиях на ЖКХ при сохранении нынешнего порядка их предоставления, достижения 100%-го паритета с импортной ценой газа (как сейчас) и участия в программе субсидий порядка 9 млн. домохозяйств составляет около 100 млрд. грн. Это расчеты правительства и МВФ. Власти даже не пытаются скрыть, что средств на выплату субсидий в бюджете всем нуждающимся не хватит, и грядет тотальная верификация получателей субсидии для отсечения как минимум половины обратившихся. Либо суммы субсидии (компенсации) будут занижаться через установление заниженных социальных норм потребления жк-услуг – вариантов как властям переложить на население бремя затрата от задранных в разы тарифов хватает.
  • Правительство никак не может определиться: оно то дает, то не дает средства. В 2017 году местным бюджетам Днепра, Киева, Львова и Одессы выделяется 64 млн. грн. субвенции на создание центров предоставления админуслуг в формате «Прозрачный офис». Первый из них, с помпой открытый в Одессе П.Порошенко и М.Саакашвили в прошлом году, уже успешно закрылся, не проработав и года (именно возле этого здания последний объявил о своей отставке) из-за того, что ему было обещано, но не предоставлено финансирование. Такая же судьба может постичь и другие центры, если, потратив деньги на их открытие, затем правительство не даст деньги на их функционирование.
  • Запуская правильные новые программы – правительство изымает средства на них из субвенций регионам. К примеру, 200 млн грн. будет направлено на реализацию пилотного проекта по изменению механизма финансирования оказания медицинской помощи в отдельных научно-исследовательских учреждениях Национальной академии медицинских наук Украины. Никто не против увеличения финансирования высокотехнологичной медицинской помощи в клиниках НАМН, но почему бы просто не выделить им такие средства, не забирая при этом аналогичной суммы денег медицинской субвенции у регионов?

Помимо этого, непосредственно бюджетом-2017 на финансирование из негарантированного специального фонда переводятся ряд бюджетных программы поддержки развития территорий. В 2017 году оттуда планируется взять 2,5 из 4 млрд. субвенции на социально-экономическое развитие территорий (в 2016 г. все 3,225 млрд. грн. шли из обеспеченного средствами общего фонда), 1 из 1,5 млрд. грн. субвенции на формирование инфраструктуры объединенных территориальных громад (в 2016 г. – весь 1 млрд. грн. из общего фонда). Таким образом, Правительство решило подстраховать себя на случай недопоступлений в бюджет, получив возможность сэкономить на развитии территорий.

  1. Бюджет-2017 стал более «анти-экологичным»

На 80% (с 5 до 1 млн грн.) сокращаются расходы на поддержку мер по сокращению вредных выбросов в окружающую среду, на 32,4% (с 55,3 до 37,4) - средства на реконструкцию гидротехнических защитных сооружений Днепровских водохранилищ, на 10% (с 997,8 до 898,3 млн грн.) - финансирование поддержания в безопасном состоянии объекта «Укрытие» и подготовку к снятию ЧАЭС с эксплуатации, на 68,3% (с 63,1 до 20,0 млн. грн.) - на реализацию проекта по реконструкции Бортницкой станции аэрации. Правительство ничему не научил горький опыт Львовской свалки, приведшим не только к человеческим жертвам, но и гастролям мусора по всей стране и акциям протеста против его приема – и в 2017 году сокращены практически все ключевые экологические программы.

  1. Бюджет-2017 содержит статьи, на которые выделяются миллионы, но которые невозможно ни проконтролировать, ни оценить их эффективность.

300 млн грн. будет выделено секретариату КМУ на «поддержку реализации комплексной реформы госслужбы». На 1000% увеличивается финансирование МИД на «создание позитивного имиджа Украины в мире» (77 млн грн.). Более 33 млн. грн. получит Минфорформполитики на «защиту национального информационного пространства. МЭРТу достанется 30,5 млн грн. на «финансовую поддержку развития туризма». Эти и подобные статьи (общим весом почти в полмиллиарда гривен) выглядят крайне размыто, не имеют ни KPI, ни четкого понимания направлений расходования, а достигнутый «результат» невозможно оценить с точки зрения объективности. Таким образом, есть высокая вероятность, что миллионы будут потрачены, а госслужба останется такой же как есть, информпространство – таким же малозащищенным, а имидж – таким же, если не более негативным (на фоне отсутствия реформ, тотальной коррупции, рейдерства, и миллионных деклараций чиновников в самой бедной стране Европы).

Кроме того, вместе с бюджетом Президент подписал изменения в Бюджетный кодекс (законопроект 5131), которыми власть продолжила сбрасывать на места свои полномочия по финансированию социальной сферы, не предоставляя им дополнительного реального финансового ресурса. В частности:

  • Медицина. Передача следующих непрофинансированных полномочий на местный уровень:
    • Расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей учреждений здравоохранения, которые находятся в коммунальной собственности, прикрываясь целью «более эффективного управления имуществом». На самом деле, правительство просто отказывается финансировать коммунальные платежи.
    • Передача на местный уровень санаторно-курортной помощи (санатории для больных туберкулезом, санатории для детей и подростков)

Если возможностей местных бюджетов не хватит на покрытие коммунальных расходов, то медучреждения вынуждены будут уплотняться или сокращаться. Т.е. остаются риски закрытия части медучреждений исходя не из потребности в медпомощи, а из наличия необходимых средств.

Кроме того, непосредственно бюджетом-2017 отменена бюджетная программа медико-санитарного обслуживания и лечения онкобольных чернобыльцев (в 2016 г. – 60,4 млн грн.). На 7,6% (с 1140,3 до 1053,5 млн грн.) уменьшены объемы финансирования диагностики и лечения заболеваний с применением экспериментальных и новых медицинских технологий в медучреждениях НАМН. На уровне 2016 г., т.е. как минимум на 12% меньше в реальном измерении будет направлено на лечение больных ДЦП (11,2млн грн.). По сравнению с 2016 году реальные объемы финансирования (с учетом инфляции) санаторно-курортное лечение участников АТО (107,6 млн грн.) – сократилось на 10,3%.

На 9,6% меньше планируют меньше профинансировать фундаментальные и прикладные исследования в системе Национальной академии медицинских наук.

  • Образование. Риски с увеличения непрофинансированных обязательств, передаваемых на места:
    • образовательная субвенция будет покрывать лишь расходы на зарплату с начислениями. Другие текущие расходы, в том числе на коммунальные платежи, исчезли из списка обязательств центрального бюджета. Местные бюджеты будут компенсировать фискальный разрыв из собственных ресурсов, которые не были изменены.
    • ПТУ правительство обещает поддерживать только в части среднего образования и национального заказа. Региональный заказ области будут финансировать сами. ПТУ – это часто выход для детей из сельской местности и малоимущих семей. В то время как в городах 65,5% выпускников 9-го класса выбирает обучение в 10-м, в сельской местности таких детей 51,0%. Из-за недофинансирования ПТУ выпускники сельских школ теряют последний шанс получить конкурентоспособную профессию и шансы на трудоустройство. Не секрет, что Кабмин уже планомерно, по сути, уничтожает малые школы, "укрупняя" их, как и "преобразовывает" профтехучилища в колледжи.

Таким образом, несмотря на заявления Правительства о реформе и укреплении профтехобразования на практике оно продолжает уничтожаться. На плечи родителей ложатся новые расходы по содержанию образовательных учреждений.

Кроме того, непосредственно бюджетом-2017 на 7,0% (с 5061,9 до 4708,3 млн грн.) сократилось финансирование подготовки кадров в высших учебных заведениях I-II уровня аккредитации. По сравнению с 2016 году реальные объемы финансирования (с учетом инфляции) подготовки кадров в ВУЗах III-IV уровня аккредитации (19531,5 млн. грн.) сократились на 4,6%. На уровне 2016 года (18 млн. грн.) оставлен объем средств на компенсацию льготного проезда студентов в железнодорожном, автомобильном и водном транспорте, но это заметно меньше с учетом 12-% ной инфляции, а также предстоящем повышении тарифов на пассажирские ж/д перевозки (на 35%), а также перманентное повышение цен у автоперевозчиков.

Финансирование льгот осталось на плечах местных советов. В этом году у местных бюджетов опять есть обязательство, и опять нет субвенции на предоставление льгот на услуги связи и других предусмотренным законодательством льгот. Общая потребность в средствах — 1,9 млрд грн. По данным Ассоциации городов Украины, деньги в своих бюджетах предусмотрели не все города, а если предусмотрели, то не в полном объеме. Например, Львов заложил на эти цели 8,1 млн грн при необходимых 120 млн грн, Ивано-Франковск — 21,9 млн грн при необходимых 120 млн грн, Житомир — 2,7 млн грн из 67 млн грн. Это означает, что предоставление льгот в стране будет неравномерным.

Выводы

ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОК не голосовал за закон о бюджете на 2017 г. Мы считаем, что принятый документ остался глубоко антисоциальным, и в то же время с непомерно растущими затратами на административный аппарат и силовиков. Бюджет на 2017 г. не дает стимулов для развития экономики. Это бюджет – продолжения фейковой децентрализации, в рамках которой на местные бюджеты перекладывается все больший объем полномочий без передачи необходимых для этого ресурсов.

[1] http://zahvat.net/6/18338/

[2] По состоянию на 29 дек. 2016 г. тексты законов не опубликованы в официальных изданиях.